Кассационная жалоба в административном судопроизводстве образец. Подача и рассмотрение кассационной жалобы по административному делу

Принятый Кодекс об административном судопроизводстве выделил в отдельный свод процессуальных правил порядок рассмотрения административных споров. А также были урегулированы специальными нормами порядок подачи и рассмотрения кассационных жалоб на постановления судей административных судов.

Кассационный порядок может реализоваться лишь после вступления в силу соответствующего документа. Когда такое постановление еще не приобрело законную силу, подается жалоба в порядке апелляции.

Однако обжалование в кассационном порядке постановлений административных судов возможно при соблюдении некоторых иных условий:

  • кассационная жалоба по административному делу подается только до истечения полугода с момента, когда соответствующее постановление приобрело законную силу;
  • подача жалобы возможна при условии, что жалобщик исчерпал все методы обжалования решения, предусмотренные процессуальными правилами до приобретения соответствующим актом юридической силы.

Исключением признаются следующие обстоятельства:

  • подать заявление по истечении полугодичного срока вправе лицо, которое пропустило его по уважительным обстоятельствам, только если не прошло еще года с момента вступления акта в силу;
  • если акт затрагивает правомочия лиц, которые не принимали участие в соответствующем процессе, то они могут направить заявление на протяжении года с момента, когда ему стало известно о данном постановлении.

В иных случаях обжалование не допускается. Однако закон допускает случаи, когда срок подачи возможно восстановить.

Как восстановить срок

Восстановить срок подачи кассационной жалобы можно лишь при наличии уважительных оснований, по которым он был пропущен, производится в порядке направления заявления в суд, что принимал постановление. В определенных случаях он не может быть восстановлен.

Порядок подачи и рассмотрения заявления по кассации следующий:

  • при направлении заявления лицо должно указать в нем причину пропуска и приложить к нему документы, которые подтверждают уважительный характер причины;
  • суд рассматривает его заявление без приглашения заинтересованных лиц;
  • в особых случаях орган правосудия вправе провести заседание при участии заинтересованных лиц;
  • если вместе с заявлением подается жалоба, то суд одновременно рассматривает вопрос и о восстановлении срока и о принятии соответствующей жалобы к рассмотрению;
  • лица, несогласные с вынесенным по данному вопросу решением, вправе обжаловать его частным образом.

Общие правила и исключения, когда срок вообще не подлежит восстановлению, обозначены в статье 95 Кодекса административного судопроизводства.

Без рассмотрения вопроса о возврате срока орган правосудия не может решать вопрос о принятии кассационного представления. В подобной ситуации в принятии заявления будет попросту отказано.

Как составляется жалоба

Когда время для подачи представления не пропущено, лица подают ее непосредственно в кассационную инстанцию. Рассматривает ее Президиум соответствующего суда, принявшего обжалуемое постановление либо вышестоящий суд, когда предыдущая инстанция является районной.

Пример для по административному делу можно найти в интернете, а также он должен содержать следующие сведения:

  • название судебного органа, в который подается прошение;
  • Ф.И.О либо зарегистрированное название жалобщика, адрес, а также характер участия его в процессе;
  • такие же сведения об иных лицах, принимавших участие при рассмотрении спора;
  • сведения о других судебных инстанциях, в которых спор уже был рассмотрен или обжалован;
  • реквизиты соответствующих постановлений судов;
  • сведения о том, какие именно действия или бездействия судей жалобщик считает нарушением, приведшим к принятию незаконного и несправедливого решения;
  • прошение об отмене постановления, принятии нового решения, изменении имеющегося.

Что касается круга правомочных для подачи документов, то к ним относятся:

  • лица, принимавшие участие в деле в предыдущих рассмотрениях спора;
  • уполномоченные государственные органы;
  • представители лиц, принимавших участие в предыдущих заседаниях.

К заявлению необходимо приложить все решения предыдущих инстанций. Копии должны быть заверены самими судами, принимавшими соответствующие решения. А также представляется квитанция, свидетельствующая об оплате пошлины (150 рублей для физ. лиц, 3000 - для юр. лиц).

Сроки рассмотрения прошения напрямую зависят от того, насколько сложным является представленный жалобщиком аргумент. Так:

  • если потребуется повторное изучение дела, то срок составляет 2 месяца;
  • в противном случае орган правосудия выносит решение в течение 1 месяца.

Административные споры, вытекающие из правоотношений в сфере избрания чиновников и т.д., возникающие в период выборов или предвыборных действий рассматриваются в срочном порядке в течение 5 суток.

Принимая решение, орган правосудия учитывает обстоятельства, которые указаны в представлении. Однако в исключительных случаях суд может выйти за эти рамки и назначить изучение иных обстоятельств, доказательств и свидетельских показаний, которые предыдущими инстанциями не были учтены.

В любом случае, если при принятии обжалуемого постановления суд не нарушил нормы материального или процессуального права, что привело к принятию противозаконного решения, кассационная инстанция требования не удовлетворит.

Обжалование судебных решений

Вам это будет интересно

Когда решение суда нарушает гарантированные законом свободы участвующих в деле граждан, они имеют возможность подать кассационную жалобу. Это право предусмотрено главой 35 КАС РФ. При рассмотрении обращения суд оценит законность решения, принятого нижестоящим органом. В результате оно будет либо отменено, либо утверждено. В конце статьи можно скачать кассационной жалобы по административному делу образец 2018.

Кассационная жалоба составляется с целью проверить законность решения, вынесенного судом первой инстанции. В документе должно прослеживаться, с чем именно не согласен заявитель, и на основании каких доводов он считает судебный акт необоснованным.

Составленное по образцу заявление будет включать в себя три основные части:

  1. Описание. Здесь приводятся постановления суда, которые гражданин считает необоснованными. Также указывается, какой именно судебный орган вынес решение по административному делу.
  2. Доводы. Приводятся причины для оспаривания решения. Отражаются конкретные ошибки, допущенные судом при рассмотрении.
  3. Просьба. Именно в форме просьбе просьбы истец излагает свои пожелания.

Желательно поручить составление обжалования по административному делу практикующему юристу, который ориентируется в нюансах права. При желании подготовить документ самостоятельно, следует подробно рассмотреть образцы.

Важно! К кассационной жалобе рекомендуется приложить документы, подтверждающие необоснованность вынесенного решения.

Текст заявления должен быть убедительным и лаконичным. Не следует придавать описанию эмоциональную окраску. Если бланк готовится адвокатом или представителем, нужно дополнительно оформить доверенность.

Пример оформления жалобы и дополнительные документы

Кассационная жалоба по административному делу оформляется по тем же принципам, что и другие заявления в суд. Начинается бланк со стандартной вводной части. Текст в целом выдерживается в деловом стиле.

При написании стоит воспользоваться следующим планом:

  1. Название судебного органа, в который направляется жалоба.
  2. Данные заявителя. Включают ФИО (отчество при наличии), место жительства, положение в деле (истец, ответчик, прокурор, заинтересованное лицо).
  3. Данные других участников рассмотрения (ФИО или наименование, адрес).
  4. Обозначение судов, ранее рассматривавших это административное дело, и вынесенные ими решения.
  5. Перечисление судебных актов, которые будут обжаловаться.
  6. Описание допущенных судом правовых нарушений с приведением пояснений.
  7. Просьба кассатора.

Документ подписывается либо самим заявителем, либо его представителем. В последнем случае к бумаге следует прикрепить доверенность, подтверждающую его полномочия. Полный перечень дополнительных бланков изложен в части 3 статьи 55 КАС РФ.

В перечне приложенных документов находятся копии судебных актов по административному делу, которые были заверены судом. Как показывает практика, в отсутствии заверения жалоба будет возвращена кассатору.

Важно! Копии кассационной жалобы нужно сделать для всех участников процесса.

Еще один бланк, который потребуется для подачи заявления - квитанция об оплате госпошлины. Для физических лиц она составит 150 рублей, а для юридических лиц - 3 000 рублей. При наличии льгот на оплату к пакету прикладывается свидетельствующий об этом документ. Если присутствуют основания для рассрочки, отсрочки уплаты или для освобождения от госпошлины, нужно составить соответствующее ходатайство. Оно будет рассмотрено судом без уведомления сторон процесса.

В какой срок подается жалоба

По предписаниям главы 35 КАС РФ, кассационная жалоба по административному делу направляется в течение полугода со дня вступления судебного акта в силу в случае, когда были использованы все средства для обжалования решения до его вступления в силу.

Как быть в случае, если время для написания заявления было пропущено? Срок подачи кассационной жалобы по административному делу может быть восстановлен при условии:

  • обстоятельства, которые стали причиной пропуска отведенного времени, наступили в течение года с даты вступления приговора в законную силу;
  • заявителем является заинтересованное лицо, не участвовавшее деле, чьи права и свободы нарушены принятым постановлением. В такой ситуации полгода отсчитываются с той даты, когда этот гражданин узнал или должен был узнать о принятом решении.

Как происходит восстановление срока обжалования? Гражданину следует направить заявление в суд, где должно рассматриваться заявление. К нему нужно приложить бумаги, отражающие причины пропуска 6-месячного срока. Одновременно в суд направляется сама кассационная жалоба.

Ходатайство рассматривается судом без уведомления сторон дела. Предусмотрена возможность подачи частной жалобы на полученное определение.

Куда подается заявление

Когда кассационная жалоба на постановление об административном правонарушении готова, ее направляют в зависимости от суда первой инстанции:

  1. В Президиум регионального судебного органа.
  2. В военный суд округа.

С последующим обжалованием можно обратиться в Судебную коллегию по административным делам либо по делам военнослужащих.

Кассационный суд рассматривает правильность применения правовых норм при вынесении решения судом первой инстанции. При этом оценка производится только по тем судебным актам, которые обжалуются заявителем.

Основное отличие кассации в том, что суд, рассматривая решение нижестоящей инстанции, оценивает его законность и правильность применения правовых норм. По итогам заседания существующее постановление будет либо отменено, либо утверждено. В сравнении с этим, при подаче апелляции происходит рассмотрение новых доказательств. В результате вышестоящий суд выносит новое решение.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Кассационные жалоба, представление должны содержать:

  • 1) наименование суда, в который они подаются;
  • 2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его место нахождения или место жительства и процессуальное положение в административном деле;
  • 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  • 4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими решений;
  • 5) указание на судебные акты, которые обжалуются;
  • 6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход административного дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
  • 7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Кассационное представление должно быть подписано прокурором, указанным в части 6 статьи 318 настоящего Кодекса.

К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в кассационной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении её размера или освобождении от её уплаты.

Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении её размера или освобождении от её уплаты разрешается судом кассационной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.


Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 320 КАС РФ

Статья 320 КАС РФ. Содержание кассационных жалобы, представления (действующая редакция)

1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его место нахождения или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими решений;

5) указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход административного дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

4. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Кассационное представление должно быть подписано прокурором, указанным в части 6 статьи 318 настоящего Кодекса.

5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

6. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

7. К кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в кассационной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

8. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судом кассационной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 320 КАС РФ

1. В комментируемой статье закреплены требования к содержанию кассационных жалобы, представления. Содержание кассационной жалобы и кассационного представления идентично - различия проявляются только в названии документа, которым может быть возбуждено производство в суде кассационной инстанции, и в требованиях, предъявляемых процессуальным законом к инициатору возбуждения кассационного производства.

В ч. 1 комментируемой статьи закреплены основные требования к содержанию кассационных жалобы, представления, в других частях этой статьи - дополнительные требования, определяемые статусом лица, подающего кассационные жалобу, представление, либо иными особенностями административного дела.

В частности, во исполнение п. 1 ч. 1 ст. 320 КАС должно быть указано конкретное структурное подразделение соответствующего суда кассационной инстанции (например, президиум соответствующего суда; Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ), а не только уровень суда кассационной инстанции (областной или равный ему суд, ВС РФ).

При подписании кассационной жалобы представителем заинтересованного лица в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 320 КАС должны быть указаны сведения (наименование, процессуальный статус и место жительства или нахождения) и непосредственно заинтересованного лица (заявителя), от имени которого обращается представитель, и самого представителя.

При этом акцентируется внимание на том, что при указании физического лица, подавшего кассационную жалобу, не допускается сокращение сведений в отношении его (указание его инициалов), а подлежат указанию полностью его имя, фамилия и отчество (при наличии), что согласуется с положениями п. 1 ст. 19 ГК.

С учетом положений ст. 37 КАС согласно п. 3 ч. 1 ст. 320 КАС в кассационных жалобе, представлении должны быть указаны не только стороны по административному делу, но и другие лица, участвующие в деле, в частности (при их участии в административном деле) заинтересованные лица (ст. 47 КАС), прокурор (ст. 39 КАС), органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц (ст. 40 КАС), и др.

Поскольку заявитель кассационных жалобы, представления может не соглашаться не со всеми судебными постановлениями, принятыми по административному делу (например, и решением суда первой инстанции, и апелляционным определением, которым оно оставлено без изменения), а только с каким-либо из них (например, апелляционным определением, которым решение суда первой инстанции изменено или отменено с вынесением нового решения), то в силу п. 5 ч. 1 ст. 320 КАС в кассационных жалобе, представлении должно быть четко указано, какой именно судебный акт и суда какой инстанции обжалуется.

В соответствии с п. 6 ч. 1 комментируемой статьи в кассационных жалобе, представлении должно быть обязательно указано на существенное нарушение норм материального или процессуального права, допущенное судом при принятии обжалуемого судебного постановления. Данное положение корреспондирует со ст. ст. 310 и 328 КАС, устанавливающими основания для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном производстве и при рассмотрении кассационных жалобы, представления по существу. Следует обратить внимание на то, что ст. 328 КАС под основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке понимает не просто существенные нарушения норм материального или процессуального права сами по себе, а именно такие нарушения, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (см. комментарий к этой статье). Таким образом, действия суда кассационной инстанции должны корреспондировать со ст. 3 КАС и быть направлены на выполнение закрепленных в указанной статье задач, стоящих перед административным судопроизводством.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 45 КАС лица, участвующие в деле, вправе обжаловать судебные акты, но только в части нарушения их прав, свобод и законных интересов, в связи с чем в кассационных жалобе, представлении недостаточно указания того или иного нарушения норм материального или процессуального права - необходимо указать, в чем именно такие нарушения повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов непосредственно заявителя.

Просьба лица в соответствии с п. 7 ч. 1 комментируемой статьи должна быть конкретизирована, основана на полномочиях суда кассационной инстанции, которые закреплены в ч. 1 ст. 329 КАС, и соответствовать одному из них.

Как правило, неполнота или неточность в формулировании просьбы может создать определенные ограничения для суда кассационной инстанции, поскольку в силу ч. 3 ст. 329 КАС им проверяется только законность обжалуемых судебных актов, не может проверяться законность судебных актов, которые не обжалуются, проверка обжалуемых судебных актов осуществляется им только в обжалуемой части и в пределах доводов жалобы, представления.

В частности, в п. 11 Постановления Пленума ВС РФ "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснялось, что отсутствие в кассационных жалобе, представлении просьбы об отмене или изменении судебных постановлений либо иной просьбы, которая должна соответствовать полномочиям суда кассационной инстанции, установленным ч. 1 ст. 390 ГПК, является основанием для возвращения кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу.

Такой подход, хотя и является жестким, поскольку вынуждает лиц, обращающихся в суд кассационной инстанции, знать административное процессуальное законодательство, закрепляющее полномочия суда кассационной инстанции, представляется оправданным с учетом исключительности (экстраординарности) производства в суде кассационной инстанции.

Право кассационного обжалования

Предметом судебного контроля по КАС РФ является осуществление властных полномочий. Категория дел об административных правонарушениях относится к сфере регулирования КоАП РФ и рассматривается в предусмотренном им порядке.

КАС РФ в ст. 318 предусматривает, что судебные акты могут быть пересмотрены в кассационном порядке только в случаях, предусмотренных кодексом. Формулировка отличается от соответствующих статей ГПК, АПК. Например, определения суда 1 инстанции обжалуются следующими способами:

  • в апелляционном порядке — в случае, если они исключают возможность движения дела (ст. 261, 313);
  • путем подачи частной жалобы (ст. 90).

Ст. 249 предусматривает возможность обжалования решения об определении кадастровой оценки в апелляции. Решения по делам об обжаловании решений, действий (бездействия) уполномоченных органов обжалуются в общем порядке (ст. 228). Однако в ст. 290, например, не определен порядок обжалования решения по делу о взыскании обязательных платежей. В подобном случае можно сделать вывод, что на эту категорию дел также распространяется общий порядок.

Объектами кассационного обжалования могут являться решения судов первой инстанции и апелляционные определения региональных судов.

Субъекты обжалования в ст. 318 КАС не перечисляются. К таковым по общему правилу относятся:

  • административный истец, административный ответчик;
  • прокурор;
  • заинтересованные лица;
  • орган, организация, лицо, обращавшиеся в суд для защиты прав другого лица (в случае, если они наделены таким полномочием в силу закона, — общественная организация инвалидов [если это также предусмотрено уставом организации], опекун и др.).

Кассатором может быть лицо, не участвовавшее в деле, интересы которого затрагиваются судебным актом (ч. 1 ст. 318).

Условия и порядок подачи жалобы

Условия приемлемости кассационной жалобы по административному делу :

  1. Исчерпание иных способов обжалования (имеется в виду апелляция).
  2. В течение 6-месячного срока после введения в действие обжалуемого акта (день вынесения апелляционного определения).

Этот процессуальный срок может быть восстановлен:

  • по уважительной причине, если она имела место в течение года;
  • для заинтересованного лица, не привлеченного к участию в деле. В этом случае 6-месячный срок начинает исчисляться с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующем судебном акте, затрагивающем его интересы.

Возможность восстановления срока находится в ведении суда кассационной инстанции (ст. 95 КАС). Ходатайство может содержаться в самом тексте жалобы либо быть приложено к ней вместе с документальным подтверждением. В случае отказа на определение может быть принесена частная жалоба.

Кассационная жалоба подается непосредственно (т. е. минуя суд 1-й инстанции) в президиум суда регионального значения или в окружной военный суд (в зависимости от подчиненности суда 1-й инстанции).

После первого кассационного обжалования можно обратиться с кассационной жалобой на постановление президиума, апелляционное определение или решение суда 1-й инстанции в Судебную коллегию по гражданским делам или в Судебную коллегию по делам военнослужащих ВС РФ.

Реквизиты, содержание и образец кассационной жалобы по административному делу

Соблюдение порядка подачи жалобы, вероятно, несколько упростится для пользователей сети Интернет после введения с 15.09.2016 возможности подачи жалобы путем заполнения формы на сайте кассационного суда (ч. 3 ст. 319). В ст. 320 КАС перечисляются требования к жалобе при ее направлении по почте или нарочным.

Жалоба должна содержать:

  • наименование суда-адресата;
  • сведения о кассаторе и о его процессуальном положении, о других участниках процесса;
  • наименования судов, вынесших акты по делу, с перечислением реквизитов соответствующих актов;
  • указание на существенные нарушения материальных или процессуальных норм, аргументацию их последствий;
  • просьбу кассатора (исходя из ст. 329 КАС);
  • доводы о нарушении прав, свобод или интересов кассатора;
  • информацию о возвращении жалобы при предыдущей подаче, если это имело место.

Жалоба подписывается подателем.

Приложения к жалобе:

  • документы, подтверждающие полномочия, статус и образование представителя (ст. 55). Юридические лица прикладывают выписку или распечатку из ЕГРЮЛ (имеются случаи возвращения по причине отсутствия подтверждения правомочности подписанта);
  • копии судебных актов по делу (если они не заверены судом, жалоба подлежит возвращению - см., например, определение Мосгорсуда от 06.11.2015 по делу № 4-11942/2015);
  • копии жалобы по числу участников процесса;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Учитывая краткость срока для обжалования и сложность его восстановления, следует позаботиться о полноте представляемой кассационной жалобы по административному делу и ее соответствии всем требованиям. Общие и частные вопросы о порядке действий кассатора в административном процессе затронуты в нашей статье.

Поделиться