Троице стефано ульяновский мужской монастырь. Ульяновский троице-стефановский монастырь

По легенде он был основан еще Стефаном Пермским в 1385 году, впрочем тогда он просуществовал недолго. Кстати, также по преданию, в давние времена в этом месте в реке Вычегда утонула девушка Ульяния, спасаясь от врагов. Населенный пункт в этом месте был назван по ее имени.

В 1667 году в Ульяново силами священника Федора Тюрнина была возобновлена Спасская пустынь, построена деревянная церковь. Впрочем, после смерти основателя пустынь прекратила существование, но церковь по-прежнему выполняла свою роль. Лишь в 1860 году монастырь был возрожден. Он был назван Троице-Стефановским. Основу составили монахи с Соловецкого монастыря. В 1869-1875 годы на территории монастыря по проекту архитектора А. Иваницкого был построен первый каменный храм – двухэтажный Троицкий собор. В 1872-78 годы здесь же была возведена самая высокая на то время в Коми 60-метровая колокольня.

В 1877-79 годы монастырь был обнесен каменной стеной с четырьмя башнями по краям и крытой галереей для крестного хода. Общая длина монастырской стены составила около 1 километра. Вскоре после прихода советской власти в 1923 году монастырь был закрыт, Троицкий собор и большая часть монастырской стены в последующем разобраны, а многие монахи были отправлены в лагеря и расстреляны. Часть изъятых из Ульяновского монастыря предметов хранилась в Национальном музее.

В Республике Коми находится один из старейших монастырей этого края - . Это место привлекает многочисленных паломников и туристов со всего мира не только своей красотой, местом расположения, но и удивительными историями связанными с этим монастырем.

Святая обитель Ульяново

Первым основателем монастыря был Стефан Пермский еще в 1385 году. Правда обитель тогда просуществовала недолго. В этих краях бытует легенда, что в расположенной рядом с монастырем реке Вычегда утонула девушка Ульяния, поэтому это место стало так называться.

Второе рождение обители произошло в 1667 году. В Ульяново священник Федор Тюрнин начинает возрождение Спасской пустыни и строит деревянную церквушку. Но после смерти священника она вновь перестает существовать, возрождается обитель уже в третий раз только в 1860 году. Тогда усилиями монахов из Соловецкой обители начинается строительство монастыря и храмов. Спустя несколько лет были сооружены несколько каменных храмов, восстановлен монастырь.

Многочисленные паломники потянулись в эти края. В 1872 году построена самая высокая в республике Коми колокольня. Но с приходом советской власти весь православный комплекс упраздняется. Священников и монахов ссылают в лагеря и расстреливают. Монастырь, крепостные стены и колокольня постепенно разбираются, а сохранившиеся реликвии передаются в музей.

Только спустя много лет, после распада СССР, Троице-Стефано-Ульяновский монастырь возвращается к православным людям. Тут начинают проводить реставрационные и восстановительные работы. В настоящее время это крупнейший православный объект на территории республики, а в одном из храмов хранится уникальная скульптура из дерева - изображение "Иисуса в темнице" - эти скульптуры имеют мировую известность.

Стоит отметить, что на территории комплекса для паломников и туристов есть гостиница, которая не берет денег с постояльцев.

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь
в прошлом и сегодня

История возникновения Ульяновского монастыря в Коми

  • Согласно церковным легендам, Ульяновский монастырь как пустынь во имя Спаса Нерукотворного Образа основан Стефаном Пермским в конце XIV в. Пустынь была построена с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. В Усть-Куломском районе Республики Коми существует придание, что местность, на которой стоит монастырь, получила название в честь некоей девицы Ульянии . Во время набегов угров из-за Урала она якобы утопилась в Вычегде, не пожелав попасть в руки врагу. Напротив места ее гибели и был построен монастырь.

    В 60-е годы XVII в. московский священник Федор Тюрнин (в иночестве Филарет) вместе с четырьмя сыновьями (Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном), давшим впоследствии обет монашества, возобновил деятельность Спасской Ульяновской пустыни. В 1667 г. была построена деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, колокола и иконы, для которой были привезены из Москвы.
    В первой половине XIX в, деревянные церкви, построенные в. конце XVII в., пришли в ветхость, и на их месте в 1858 г. была построена новая церковь с двумя престолами: во имя Нерукотворенного Образа Христа-Спасителя и во имя Похвалы Пресвятой Богородицы.
    Священный Синод объявил сбор пожертвований на строительство Ульяновского монастыря по всей России в течение десяти лет (1866-1876 гг.). Явление иконы, части святых мощей, различного рода слухи об излечении от прикосновения к святым предметам - все это увеличило приток богомольцев в монастырь. Ежегодно число поклонников доходило до 5 тыс. человек. Монастырь посещали в основном крестьяне Усть-Сысольского, Яренского и Печорского уездов. Доход монастыря от пожертвований и различных сборов в 1901 г. превышал 14 тыс. рублей. Монастырское хозяйство также приносило большую прибыль. С 1875 г. монахи стали разводить молочный скот холмогорской породы и уже в конце 80-х годов XIX в. у них насчитывалось до 40 коров. Кроме того, в монастыре имелось до 20 лошадей. Для содержания скота были построены каменный скотный двор и деревянная конюшня. Сена накашивали до 7500 пудов. Монастырь владел 2 мельницами, кирпичным заводом, мастерскими по изготовлению одежды и обуви.
    В 1878 г. была построена водокачка с паровым двигателем. Монахи развивали огородничество, рыболовство. Соловецкие монахи, среди которых находился архитектор-самоучка Феодосии, коми по национальности, развернули бурную деятельность по строительству монастыря.

    В 1869-1875 гг. был сооружен двухэтажный каменный пятиглавый Троицкий собор (собор построен по проекту Губернского архитектора А. Иваницкого).
    На верхнем этаже располагался бронзовый престол в честь святой Живоначальной Троицы. Иконы в иконостасе были работы придворного художника В.М.Пошехонова.
    В 1872-78 гг. была воздвигнута 60-метровая церковь-колокольня , внутри которой находились на нижнем этаже Трапезная церковь во имя Преподобных Зосимы и Савватия, на верхнем - церковь во имя Николая Чудотворца. На колокольне было установлено 17 колоколов, из них один весом до 354 пудов, другой - 303 пуда.
    В 1877-79 гг. монастырь обнесли каменной стеной с четырьмя угловыми башнями и крытой галереей для крестного хода . Общая длина стены достигала почти 1 км. В стене была устроена квадратная церковь во имя Архистратига Михаила. В угловых башнях разместились кладовые, кузница, слесарня и кельи.
    В 1886 г. была воздвигнута каменная кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы на месте сгоревшей в 1883 г. деревянной кладбищенской церкви. Иконостас для церкви пожертвовал соликамский купец И.А.Рязанцев. Рядом с церковью построили каменную часовню , в которой разместили противопожарный инвентарь. Монастырское кладбище, кладбищенская церковь и часовня были окружены каменной оградой.
    В 1878 г. вне монастырской стены было начато строительство четырехэтажной гостиницы для приезжих. Кроме того, вне стены был построен трехэтажный дом для монастырских рабочих.
    В 1882 г. была открыта церковно-приходская школа для мальчиков, в 1907 г. - богадельня для больных. В 1871 г. в монастыре жили 36 монахов и послушников, в 1889 г. число их выросло до семидесяти человек. Для них были построены 2 братских корпуса.
    По количеству монашествующих Ульяновский монастырь уступал только вологодскому Горницко-Успенскому монастырю. По размерам угодий он занимал четвертое место в Вологодской епархии.

    Вид Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря у зырян Вологодской губернии. Иллюстрация к книге Ф. А. Арсеньева «Ульяновский монастырь у зырян. Троицко-Стефановская новообщежительная обитель», 1886 год


    После прихода к власти в Коми крае большевиков деятельность монастыря стала сворачиваться. На пленарном заседании исполнительного областного Комитета Коми АО 9 мая 1923 г. было принято решение о закрытии монастырских церквей . Решение основывалось на декрете СНК от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства; В июне 1923 г. комиссия приступила к работе, церкви были опечатаны. На куполе колокольни водрузили красное знамя. Комиссия постановила выселить монахов из монастыря, церковное имущество согласно составленной описи распределить между областными учреждениями Коми АО. Акт комиссии со стороны представителей монастыря подписали игумен Амвросий (Морозов), иеромонах Тихон (Лапшин), пономарь Вениамин (Митюшев). Вес имущества Ульяновского монастыря, отправленного в Усть-Сысольск, составил 2535 пудов. Обществу друзей Воздушного Флота были переданы почти все колокола (в том числе один весом в 1012 пудов) Усть-Куломские власти не понимали, к чему запечатывают церкви, которые необходимо подвергнуть уничтожению, поэтому они попросту уничтожали все без разбору, так погибло много ценных документов, между прочим, интересные описи.
    В 30-е годы Троицкий собор и большая часть монастырской стены были разобраны. В 1930г. тут находились фельдшерский пункт, сельхозопытная станция, пароходная стоянка. Во время Великой Отечественной войны в Ульяново располагался госпиталь, затем – дом для душевнобольных. В тридцатых годах был разобран верхний этаж Троицкого собора.
    1960-х гг. был уничтожен первый этаж собора. То, что не успели разрушить, числилось под охраной государства. В 1969 г. комплекс монастырских зданий был взят под охрану государством как памятник церковного зодчества, но охраны как таковой не существовало. Монастырь разваливался на глазах.

    В конце 1980-х гг. монастырские здания планировалось использовать для организации пансиона сыктывкарского завода «Орбита».
    В июне 1994 г. в Ульяново приехала группа монахов во главе с игуменом о. Питиримом, которая вновь открыла монастырское служение. В настоящее время в восстановленном Троице-Стефановском Ульяновском монастыре живут несколько десятков монахов и послушников, занятых в основном реставрационными и строительными работами.
    (И. Л. Жеребцов. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. Сыктывкар, 2000; Историко-культурный атлас РК. – М: Дрофа; Д и К, 1997) .

Ульяновский монастырь сегодня


Троице-Стефано-Ульяновский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

В 14 веке на правом берегу реки Вычегды Стефан Пермский основал Спасскую пустынь, но тогда она просуществовала недолго. Вторая попытка создания в Ульянове монастыря была предпринята в 17 веке. Здесь построили церкви, появились немногочисленные послушники, но после смерти идейного вдохновителя Федора Тюрина обитель вновь закрылась, хотя богослужения в церквях продолжались. Только третья попытка основать мужской монастырь, на тот момент первый в Коми, стала успешной. Это произошло в 1860 г., а еще через 6 лет сюда приехали монахи из Соловецкого монастыря , тогда самого большого на русском севере.

Двух иеромонахов монастыря, Платона и Мелетия, замучили и казнили, позднее их причислили к лику святых Новомучеников Российских.

Обитель стремительно развивалась, но с приходом советской власти ее закрыли, имущество разграбили, а монахов сослали в тюрьмы и лагеря. Главный храм обители, Троицкий собор, разрушили полностью.

Монастырь сегодня

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь вновь принадлежит церкви с 1994 г. Проведены ремонтно-реставрационные работы, в храмы вернулись многие святыни. При раскопках руин Троицкого собора обнаружили мощи отцов-строителей обители, которые теперь считаются местночтимыми святыми.

Сейчас на территории монастыря 6 действующих храмов и часовня. Здесь живут 30 человек, из которых 16 - монахи. Сюда часто приезжают паломники, специально для них есть бесплатная гостиница, вмещающая до 100 человек. Питание для приезжих тоже бесплатное.

Привлекают паломников святыни монастыря, среди которых мощи праведников и мучеников, старинные иконы. В храме чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа можно увидеть деревянный резной образ Иисуса в темнице, напрестольный крест 1867 г., настоятельский жезл основателя обители Матфея и другие предметы большой религиозной и исторической ценности.

Поделиться