Иван грозный без привычного грима. Прижизненный портрет пушкина Прижизненный портрет


Кто это? Профессиональный борец в отставке? Точно нет.

Тот, кто постарше, может предположить, что это итальянский диктатор - дуче Бенито Муссолини. Что же, есть определенное сходство - глупо отрицать.

Справа фотопортрет Бенито Муссолини

Однако и они будут неправы. Дело в том то, что вы видите, это реконструкция внешнего вида одного из ключевых героев русской истории.

Не будем тянуть "кота за хвост" - это великий князь и государь всея Руси царь Иоанн Васильевич Грозный! В учебниках его называют короче - Иван IV Грозный.

Реконструкция его лица была сделана в 60-х годах XX века великим русским антропологом М. Герасимовым.

Просто вы увидели неожиданно для себя реконструкцию внешнего вида без столь привычных всем нам волос и бороды. Обратите внимание на могучую стать грозного царя.

Как-то это очень сильно отличается от образов, навязанных нам, - полубезумный доходяга с горящим взором.

Иван Грозный Эйзенштейна, 1945 года

Картина Репина "Иван Грозный убивает сына"

Сегодня я расскажу вам об исследовании гробницы царя Ивана Грозного, и мы вместе попробуем выяснить, как на самом деле мог выглядеть Иван Грозный. Кроме того, нас с вами, конечно же, интересует причина смерти еще не старого царя - ему было всего 53 года, когда он ушел из этой жизни.

Вскрытие гробниц царя Ивана IV Грозного и его сына Феодора, а также князя Скопина-Шуйского было проведено в Архангельском соборе в мае 1963 года.

Интерьер Архангельского собора

Гробница царя и его сыновей в соборе (на самом деле сами реальные гробницы находятся под ними в подвале собора)

При изучении гробницы царя, обнаружился небольшой пролом в известняковой плите, покрывающей саркофаг. На краях пролома сохранились следы копоти от светильника, использованного горе-грабителями. Скорей всего, они пробили наспех дыру в гробнице в надежде добыть сокровища. Вот тут он обломились по полной - царь был похоронен в простом монашеском одеянии без каких-либо драгоценностей. Вероятно, гробница была потревожена в XIX веке людьми, проводившими ремонт в склепе. Мародеры лишь сдвинули кости левой ступни царя, поднять плиту они все же не рискнули.

Вот так выглядели останки царя в саркофаге. Голова повернута влево, правая рука как будто поднята в благославляющем жесте. У головы - небольшой кубок синего венецианского стекла, вероятнее всего, из под миро (ароматическое церковное масло).

Судя по остаткам одежды, царь был одет весьма скромно. Это объясняется тем, что за недолго до смерти он принял постриг в монашество, что позволяло ему избежать наказания за прошлые мирские грехи после смерти.

Но вот сам скелет удивил антропологов - он был весьма противоречив. С одной стороны у царя были прекрасные зубы (вы можете видеть сами), что, казалось бы, противоречило указанному возрасту смерти, ведь и в наше время трудно найти человека с такими зубами перешагнувшего полувековой возраст. А с другой, перед нами глубокий инвалид - по свидетельству Герасимова, он бы определил возраст человека с такими костными наростами (остеофитами) - как человека глубоко за 70. Особенно это было заметно на позвонках, с такими наростами человек должен был испытывать сильную боль в суставах и практически не мог нормально двигаться.

При этом антрополог отметил необычно высокий рост царя для своего времени - 178-180 см и весьма крепкое сложение. Можно сказать, что в молодости Иван Грозный отличался физической силой и статью - широкими могучими плечами, что, кстати, подтверждают и современники. Вот описание его по словам посла германского императора:

«Он очень высокого роста. Тело имеет полное силы и довольно крепкое, большие узкие глаза, которые всё наблюдают самым тщательным образом. Челюсть выдающаяся вперёд, мужественная. Борода у него рыжая, с небольшим оттенком черноты, довольно длинная и густая, вьющаяся, но волосы на голове, как большая часть русских, бреет бритвой. В руке посох с тяжёлым набалдашником, символизирующий крепость государственной власти на Руси и великое мужское достоинство самого Царя».

Интересно, что никаких следов сифилитического поражения костей не было обнаружено. Почему я это так особо отмечаю? Дело в том, что в историографии о причинах "неадекватного" поведения царя выдвигается именно эта причина. Мол, в молодости царь подцепил срамную болезнь от гулящих девок, до которых по неумеренности своего нрава и разгулу был особо жаден. И именно эта запущенная болезнь, а точнее лекарства на основе свинца и соединений ртути вызвали перепады настроения и симптомы, столь характерные для отравления тяжелыми металлами.

Как мы можем узнать насколько реконструкция Герасимова соответствует реальном облику царя? Для реконструкций лиц известных личностей XVIII века, такой проверкой могут служить портреты. Хотя они в той или иной степени льстят заказчикам, но, конечно же, отражают в целом облик этих людей.

Увы, в случае с нашим царем изображения в книгах и летописях оказываются более поздними портретами, как например, вот этот конца XVI века:

А вот его отец Василий III (изображение с иконы), вторая половина XVI века:

Налицо как и фамильное сходство, так и сходство с реконструкцией. Но... эти изображения сделаны хоть современниками, но все же после смерти царей. Насколько им можно доверять?

На самом деле существует одно точно прижизненное изображение Ивана Грозного. И стало о нем известно лишь в мае 2017 года.

"Единственный подлинный прижизненный портрет Ивана Грозного — одной из самых ярких фигур в истории России — был выполнен, вероятно, в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра первопечатного Апостола 1564 года Ивана Фёдорова вместе с двуглавым византийским орлом — новым гербом русских государей. Со временем тисненый рельеф практически исчез: в XIX в. он был едва виден, а его контур был скопирован в общих чертах".

"В случае с восстановлением портрета Ивана Грозного речь шла о том, чтобы увидеть микротопографию поверхности переплёта: мельчайшие неровности, трещины и углубления. Для этого наиболее эффективно использовать инфракрасный диапазон — в частности, в данном случае поверхности снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нм (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но ещё воспринимается глазом). Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф.

В результате обработки полученных снимков на изображениях «проступили» очертания лица. Считается, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV. Он был выполнен на специальном подносном экземпляре Апостола — знаке благодарности Ивана Фёдорова царю за поддержку печатного дела. «днако кто автор этого портрета, ещё предстоит установить. Возможно, им мог быть единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI в. западную технику гравюры на меди — Феодосий изограф, сын знаменитого живописца Дионисия".

Вот собственно и само изображение:

Узнаваемый большой нос с горбинкой, борода, высокие заметные скулы. Да, и в этом изображении сходство с реконструкцией определенно просматривается.

А вот это реконструкция внешнего облика матери Ивана Грозного - царицы Елены Глинской:

Сравнение в профиль

Ну вот, кажется, мы с вами разобрались, что реконструкция внешности царя вполне достоверна и подтверждается другими источниками.

Костные наросты превратили Ивана Грозного в глубокого инвалида, неспособного передвигаться без чужой помощи уже, как минимум, за 5-6 лет до его смерти в 1584 году. Именно с этой точки зрения вызывает сомнение версия убийства им сына Ивана в 1581 году. Но тогда от чего умер его сын? А вот это весьма интересно.

В свое время его мать Елена Глинская отстранила от власти его опекунов стала править от имени младенца Ивана IV сама. Красивая, умная, властная женщина - первая единоличная правительница Руси со времен княгини Ольги. И вдруг она умирает в 30 лет, оставив своего малолетнего сына сиротой. В случайность ее смерти верится с трудом. Однако, в ее останках обнаружено количество свинца и ртути превышающее все разумные пределы. Казалось бы, налицо прямые доказательства отравления ее боярами, ненавидящими иноземку (литвинку) у власти. Однако, далеко не все историки согласны с этим - с их точки зрения все это объясняется неумеренным употреблением ядовитой косметики на основе соединений свинца и даже ртути.

Но вот беда, сторонники "ядовитой косметики" не могут объяснить многократное превышение нормы концентрации тяжелых металлов в останках сына царя Ивана! Похоже он стал жертвой отравления заговорщиков как и его бабушка.

С грозным царем было сложнее, став инвалидом, Грозный вовсе не утратил своего живого ума и природной подозрительности. Много реальных и мнимых недругов были им уничтожены на основании лишь его личных впечатлений и домыслов. Заговорщиком надо было быть крайне осторожным.

Анализы останков Ивана IV дали практически те же показатели содерждания ртути, свинца и мышьяка как и у его сына. Богатырское здоровье царя помогло ему продержаться дольше чем сыну, но и его конец был неизбежен. Кто именно и как травил царя и его наследников неизвестно, но если следовать принципу "кому это выгодно"....

А может нам не стоит стоит следовать этому принципу?

Мне кажется, мы и так знаем имя отравителя царя и его сына. Его имя...

Иоанн Васильевич Грозный!

Да, именно сам царь отравил себя и своего сына, как ни страшно и нелепо это звучит.

Глупейшее убеждение, что к ядам можно привыкнуть, принимая их малыми дозами. В те времена это было весьма распространенное заблуждение. Вот так страх перед отравлением свел в могилу великого царя и сгубил сына его же собственными руками, надежней чем удар посоха в висок.

На этом мы закончим сегодня наш рассказ об останках и облике царя Ивана Грозного.

Антрополог Герасимов М.М. реконструирует облик Ивана IV

В Прижизненный портрет Пушкина

Оригинал взят у ladaria в Прижизненный портрет Пушкина

Хранится в музее США, штат Калифорния.

Удивились... , красавчик с голубыми глазами, ну прям Мел Гибсон (шотландец)
У меня стойкое ощущение, что вот это реальный Пушкин, а все, что в РФ - это фальшивки. Ведь враги Пушкина не только его пристрелили на дуэли (Дантес там номинально присутсвовал), но ещё и похоронили вместо настоящего тела Пушкина, тело другого человека. Вражеское племя до сих пор не может успокоится и навязывает бредятину о не русском происхождении гения Руси.

Еще один портрет Пушкина.

И ещё один "канонический" портрет - работы Тропинина В.А. (говорят, что писался по заказу самого Пушкина).

Тоже, как видим, глаза светлые, и даже голубые.
Или вот:


Портрет А. С. Пушкина работы художника П. Ф. Соколова. 1836 г .

Так что никто особо не скрывал, что Пушкин был светлоглазым-голубоглазым. Собственно и не удивительно, поскольку он правнук арапа, а родители и деды были всё же "белыми".
Хотя в подтверждение объективности статьи мне попались в поисковиках и такие вот портреты :


Сомов К.А. 1899год.

или вот ещё - жесть

Художник Александр Ройтбурд. Студия "Лувр". Минск 2011г.
(вообще-то товарищ их Одессы и у него целая серия подобных портретов. Боюсь, что лет через 100 и это сочтуту за правду, а через 200 лет о нём будут отватся как о соременннике поэта).

И будет как с картиной Репина где он изобразил аллегорично убийство царём своего сына (под сыном он понимал народ), а теперь приходится доказывать современникам, что царь сына не убивал...

Копейка была найдена металлодетектором Spectrum-XLT. Разбираясь, куда пропал сигнал от монеты, мы увидели ее глазами, запутавшуюся в корнях выкопанного дерна. Монета ярко блестела на солнце и с неё смотрело хорошо различимое лицо царя.

"Монеты Грозного стоят особняком среди нумизматических памятников XVI-XVII вв., выделяясь среди них разнообразием приемов в передаче деталей изображения "ездеца", выразительным и реалистичным рисунком. И.Г.Спасский смог рассмотреть в миниатюрных изображениях рисунков на монетах Грозного памятники прижизненной иконографии этого правителя. Но этим значение рисунков на монетах Грозного не исчерпывается. Именно на монетах Ивана IV прослеживается трансформация образа ездеца (всадника с копьем или саблей) к изображению самодержца, наделенными конкретными чертами правителя." (А.Мельникова)

Под лупой хорошо было видно, что это именно ЛИЦО царя. Но детали, хорошо видимые глазом, долго не удавалось ввести в компьютер. Наконец, удалось исследовать портрет царя при помощи электронного микроскопа марки Didgital Blue при 60-кратном увеличении. При большем увеличении (200х) портрет не влезал на экран компьютера.

Величина портрета составляет... всего два миллиметра! Ещё миллиметр приходится на модную шапку. Мастерство средневековых денежных мастеров Московии явно находится за гранью понимания. Что же удалось изобразить резчику на столь малом пространстве? Почти всё. Видно вполне узнаваемое лицо исторического персонажа. Это именно прижизненный портрет человека, имя и титул которого отчеканены на обороте монета - "Царь и Великий князь Иван Всея Руси".

Бытует мнение, что на средневековых копейках в виде всадника с копьем изображался "Георгий-победоносец". Увы, это не так. На русских серебряных копейках чеканился именно Великий Князь, что отражено в летописях:

"Того же лета 7043 (1535) ...Князь Велики Иван Васильевич учини знамя на денгах Князь Велики на коне имея копье в руце и оттоле прозваша денги копейныя".(ПСРЛ, т.V стр.296)

Но насколько этот портрет соответствует действительности? Другие прижизненные портреты Ивана Грозного неизвестны. Известна реконструкция облика Ивана Грозного по его черепу из захоронения в Архангельском соборе Москвы, сделанная антропологом и скульптором Михаилом Герасимовым. Что интересно - ракурс головы царя на монете совпадает с ракурсом, который современный фотограф выбрал для фотографирования скульптуры. "Критерии оптимальности" в выборе "точки сьемки" у средневекового резчика и современного художника оказались одинаковы.
Это позволяет с помощью компьютера наложить одно изображение на другое. Красными линиями выделены полностью совпавшие участки портретов:

Что совпало? Весьма многое:

1. общие пропорции лица и его брезгливое выражение
2. высокий лоб с залысинами
3. нависшие надбровные дуги
4. глубокие глазные впадины
5. глаза навыкате
6. нос крочком
7. характерная складка у носа
8. выступающие скулы
9. линия губ, уголки которых опускаются
10. выступающая нижняя челюсть
11. линия волосяного покрова
12. ниспадающие волосы, закрывающие уши

Что НЕ совпало? Как и следовало ожидать - мягкие ткани и волосы, которые не сохраняются со временем:

1. расположение глаза в глазнице
2. кончик носа
3. форма и длина бороды
4. складка кожи на лбу

В отношении складок на лбу не будем забывать, что Герасимов воссоздавал скульптурный портрет по черепу 54-летнего мужчины. А на монете изображен 24-летний молодой человек. Складок на лбу могло ещё и не быть. То же самое и с бородой - у юноши на монете она явно короче.
Таким образом число "несовпадений" портрета с реконструкцией Герасимова можно свести лишь к ДВУМ!

Обычно возникает вопрос - сильно ли пропорции черепа взрослого человека меняются со временем? Меняются они совсем мало. С возрастом по мере выпадения зубов нижняя челюсть выдвигается вперед и как бы "становится шире" - "старческая прогения". Но как можно судить по фотографии справа, череп Ивана Грозного был вполне зубаст. Так что выступающая вперед челюсть - это не возрастное изменение, а характерная анатомическая деталь.

"При восстановлении образа Ивана Грозного в распоряжении ученого оказался не только череп, но и скелет. "Я весьма тщательно изучал особенности скелета, - писал Михаил Михайлович, - смонтировал верхнюю часть торса и в процессе этой работы обнаружил ряд таких индивидуальных особенностей, которые дали возможность воспроизвести его характерное, привычное положение головы и плеч". Иван Грозный предстал атлетически сложенным дородным мужчиной зрелого возраста, с энергичным и слегка брезгливым выражением лица."(П.Мигалев)

"Известно, что восстанавливая облик Ивана IV, М.М.Герасимов отметил в строении его черепа значительные признаки средиземноморского типа. Откуда же? От бабушки - гречанки Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI, которая была замужем за великим князем московским Иваном III Васильевичем. В 1994 году криминалист и скульптор С.А.Никитин реконструировал облик великой княгини Софьи Фоминичны. Совмещение черепов Ивана Грозного и его бабушки методом теневого фотоналожения выявило: контуры черепов, скуловые кости и скуловые дуги, глазные орбиты близки по форме настолько, насколько это может быть лишь у родственников. Василий III с обнаруженного портрета тоже похож на свою мать: тот же большой лоб с залысинами, крючковатый нос, жёсткость выражения лица… "

Итак, убеждаемся, что с большой долей вероятности череп, хранившийся в Архангельском соборе в могиле Ивана Грозного и портрет на его монете - принадлежат одному человеку. Или двум ОЧЕНЬ похожим людям, не исключено, что очень близким родственникам. Гипотеза А.Фоменко о том, что "Иванов Грозных" было несколько, никакого подтверждения здесь не находит.

В портрете на монете поражает и другое. Как известно, многие пропорции черепа находятся в отношении "золотого сечения". Портрет полностью соответствует законам анатомии - на нем можно увидеть все три "золотых сечения" из трёх возможных:

Рисунок из книги "Ортопедическая стоматология", стр.337. В качестве "реперных точек" взяты переносица (точка a), передняя носовая ость (точка d), ротовая щель (точка b), подбородок (точка с), затылок (точка А), суставной отросток нижней челюсти (точка Б) и кончик носа (точка С). Расстояния между этими точками на портрете составляют в пикселях:

ab = 90
ad = 60 Пропорции "золотого сечения":
db = 30
ac = 150 1. ac: dc = dc: ad
АБ = 50 2. ac: ab = ab: bc
АС = 130 3. АС: СБ = СБ: БА
БС = 80

150: 90 = 90: 60 с точностью всего 9%. Причем это "золотое сечение" верно и для точки d и для точки b.
130: 80 = 80: 50 с точностью 1%!!!

То есть портрет царя был сделан с сохранением всех пропорций и тщательностью, которую трудно себе вообразить. Однако при столь скрупулезном соблюдении пропорций царской головы весь остальной рисунок непропорционален. Видно, что голова царя увеличена настолько, что по размерам почти сравнялась с головой лошади! Хотя она должна быть почти в два раза меньше.

Ясно, что такое нарушение пропорций сделано намерено. Перед мастером, видимо, стояла конкретная задача. Не сильно нарушая стандартное изображение "копейщика" на монете, дать различимое портретное изображение царя.

Принимая, что лицо человека имеет высоту 25 см, а детали данной монеты четко видны с 20 см, можно вычислить, что лицо человека имело бы такой же угловой размер на расстоянии в 25 метров. Таким образом взяв в руку данную копейку любой московит, стоя в толпе на площади, мог без помощи бинокля и микроскопа сличить черты царя с изображением на монете. Из "таблицы видимости" для снайперов известно, что детали человеческого лица различаются невооруженным глазом до 100 метров.

Интересна историческая причина потребности сверять черты царского лица с эталоном. Боязнь ли "подмены царя" тому виной или же выпуск "портретных копеек" носил чисто "декларативный" характер - сказать трудно. Но имея такую "портретную копейку" всегда можно было отличить "настоящего царя" от всяких "самозванцев":

При большом внешнем сходстве "Иван Васильевич" из комедии Гайдая всё же отличается от настоящего Ивана Грозного:

  • отсутствуют резко выраженные скулы
  • нос не крючковатый
  • нет глубокой складки возле носа
  • углы губ у "настоящего царя" должны были опускаться резко вниз

Вывод однозначен:

У данного типа монет есть ещё одна интересная деталь - нестандартный головной убор. Вообще на монетах Ивана Грозного происходит целое "шляпное шоу". На дореформенных монетах у всадника вообще нет головного убора - или он такой, что его нельзя отличить от прически. То же и на многих послереформенных деньгах. После принятия титул "царь" в 1547 году на копейках и деньгах появляется трехчастная корона, хотя на копейке "ФС"она появляется ещё в 1538 г. После 1561 (когда акт венчания на царство Ивана утвердил Патриарх Константинопольский и собор восточных святителей) корона становится пятилучевой. Иногда попадается нечто напоминающее польскую "конфедератку" или сплющенный "трехчастный венец".
Но на данной монете мы видим вместо короны - что-то вроде шапки с пумпоном. По мнению А.Мельниковой, это "великокняжеская шапка". Такая чеканилась на монетах только в 1555 году - в Новгороде на копейках, в Москве и Твери - на денгах.

"В данном случае следует исключить всякую возможность проявления самостоятельной инициативы резчиков штемпелей. Это исключалось самой природой официальных учреждений, какими были государевы денежные дворы; к тому же здесь мы наблюдаем одновременное явление на всех трех денежных дворах." (А.Мельникова)

А.С.Мельникова предположила, что всадник в великокняжеской шапке на монетах - Великий князь Владимир Андреевич Старицкий. И изображение его на монетах - есть проявление "боярского мятежа" 1553 г., когда в руках "оппозиции" могли оказаться денежные дворы. Изображение лидера оппозиции на монетах, вероятно, было вызовом царю.

"Судьба этих дворов после выпуска монет с великокняжеской шапкой служит косвенным подтверждением справделивости нашей гипотезы. После выпуска крамольной деньги Тверской денежный двор прекратил свое существование навсегда, а Московский денежный двор больше не готовил новых маточников и если не прекратил, то значительно сократил свою деятельность до конца царствования Ивана IV. Причины сокращения деятельности этих двух дворов крылись во многих обстоятельствах иного порядка, но, возможно, их "проступок" тоже играл здесь свою роль...

Как бы мы ни трактовали смысл изображения великокняжеской шапки на монетах Грозного, несомненным остается одно: этот выпуск отразил сложную внутриполитическую ситуацию, в которой монеты играли весьма активную роль... Может быть, в настойчиво повторяющемся изображении Владимира Андреевича Старицкого в непременной великокняжеской шапке [в Лицевом своде] имелся свой подтекст, перекликающийся с выпуском монет 1554-1555 гг., на которых изоброжен ездец в великокняжеской шапке?" (А.Мельникова)

Однако, как мы видим, на нашей "крамольной монете" в загадочной шапке изображен именно Иван Грозный. Что окончательно запутывает дело.

http://xlt.narod.ru/season01/ppi4.html

Поделиться