Учим запоминать цифры. Ребенок и запоминание цифр: как быстро научить их ладить


«

ЗАПОМИНАЕМ ЦИФРЫ.

4-5 летние дети знают еще не все цифры, а называют или “узнают” лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут вам решить эти проблемы.

“Назови имя цифры”.
Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется какие цифры знает ребенок и где он их видел.

“Узнай цифру на ощупь”.
Предлагаются цифры в виде объемных фигур (“формочек”), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

“Сделай цифру”.
Предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать “вкусные цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

“Раскрась цифру”.
Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

“Рисуем и угадываем”.
Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

“Преврати цифру в смешную фигурку”.
Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в “человечков”, “зверюшек” или другие смешные фигурки.

“Найди свою цифру”.
На столе раскладываются карточки с цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти “свою”.

“Нарисуй столько же”.
Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.

“Выполни движение”.
Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

“Цифры на кубиках”.
Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

“Подбери пары”.
К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

“Правильно ли это?”
Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

“Найди такую же”.
На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

“Пронумеруй предметы”.
Предлагается рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации. “Выпадать” из нумерации могут сначала 1-2 цифры, а потом больше.

“Определи соседнюю”.
Взрослый показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать “соседей”.

“Наклей цифры”.
Предлагается наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

“Какая цифра убежала?”
Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

“Что перепуталось?”
На столе карточки с цифрами перевернуты “вверх ногами” или “вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

“Назови и выложи”.
Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.

“Опиши цифру”.
Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

“Напиши цифры”.
Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.

“Укрась цифрами”.
Предлагается расписать цифрами наряд сказочных героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д.

“Обозначь порядок цифрами”.
Картинки надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинно-следственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

“Догадайся и напиши цифру”.
Глядя на предметы, изображенные на картинках или в реальной действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши - на единицу, крючок от вешалки - на двойку, бублик - на ноль и т.д.

На некоторое время отвлекитесь, подумайте вот о чём: сколько чисел вас окружает, то есть какие вы помните (дни рождения, номера домов, квартир, телефонов, машин, суммы денег у вас в кошельке, сколько предстоит потратить и сколько останется), сколько записано в разных видах (пароли, адреса, телефоны, долги, кредиты и др.). Часто ли вам приходится чесать затылок или лоб отыскивая с поверхности головы разные данные?

Числа запоминаются не так как слова. Не верите, проверьте: запомните число из 20-ти цифр: 84623012854739252486, а затем двадцать слов:

кошка, кастрюля, ложка, мышь, труба, луна, точка, каша, бублик, автобус, гайка, веник, автомат, рыба, картина, волос, дорога, звук, рай, луг.

Странно, но такой длинный ряд из слов легче запомнить, чем двадцать знаков. Все потому что цифра для нас всего навсего знак, и ни какого отражения в нашей картине миропредставления не имеет, не учат в школе , к сожалению. Каким же образом можно представить число в виде картинки? Очень просто: нужно к каждому числу подобрать картинку. Конечно, речь не идет о миллиардах картинок, вполне будет достаточно и 100. Давайте разберем поподробнее.

Каждой цифре ставится в соответствие буква, например: 0-н, 1-к, 2-л, 3-т, 4-ч, 5-п, 6-ш, 7-с, 8-в, 9-д. Буквы – первые буквы названий цифр, кроме 1-кол, и 2-лебедь. Таким образом числа можно читать 4738397…-чствтдс… Составим список из 100 чисел от 1 до 100 по следующему принципу: 1-к придумываем созвучные слова – кий, кора, куб, для 49 – чадо, чудо.. и так далее. Примера здесь нет, так как лучше если будут только ваши (легче будет запомнить и в последствии вспиминать, желательно только придумывать слова короткие, несколько и обязательно образные и неповторяющиеся). Этот список называют еще ЧБС (число-буквенная система). Это то, что вам нужно запомнить. Теперь что касается трехзначных чисел 481-чвк человек, но не совсеми числами так легко: 667, 644 и др. да и человек можно трактовать как 4281, 428, 481, 421, то есть надо помнить что человек это 481, а это уже большой список. В таком случае можно применить один из приемов: “прилагательное”, “цвет”, “устойчивое словосочетание”.

Прием “прилагательное”

667-шшс, первые две буквы из нашего списка “шершень” а последняя – прилагательное “седой”. 644-шчч- ишачок чудесный. Думаю понятно, тогда пишем прилагательные на каждую цифру (чем больше, тем лучше).

Прием “цвет”

Аналогично, 584-пвч- пиво черное, 721-слк- соль красная, 039-нтд- нить древесная (цвета дерева) и т.п.

Прием “устойчивое словосочетание”

Например: 201-лнк- аленький (цветочек), 713-скт- скатертью (дорога) и т.п.

Теперь давайте подумаем вот о чем: что же нам в повседневной жизни приходится запоминать? Знаменательные даты (будь то историческое событие или чей-нибудь День Рождения), телефоны, пароли и коды, время, расписания и т.п. То есть вся нужная нам информация представляется в виде: слово+число, где слово – событие, объект или предмет к которому и необходимо запомнить число. Это соединение “слово+число” удобно запоминать методом “Рассказ”. Суть метода заключается в следующем: представляем картину с запоминаемым объектом и связываем с образом числа, чем абсурднее будет картина, тем лучше. Например: телефон Лены 923-52-78 (долото-пуля-сова), получаем картину: Лена долотом стучит по телефону, огромная пуля сбивает сову с головы Лены. На первый взгляд кажется очень мудреным и бесполезным, но достаточно запомнить ваш ЧБС и немного потренироваться, как вы начнете делать это автоматически. Несколько примеров на : Номер машины: мерседес с486тк – мереседес ловят в сетку (стк) Чуваши (486), бмв к951нт – бмв тянут на канате (кнт) депутаты (951).

День Рождения: Маша 25.08.81 – Маша лапой (25) тушит все свечи на торте (ДР) и её увозят на ниве (08) в ВоеннКомат (81). А теперь попробуйте сами. Можете составить ЧБС и до 1000, если есть желание, это облегчит запоминание большого количества чисел (если в этом есть такая необходимость). Только делайте все самостоятельно, не пользуйтесь уже кем-то придуманными списками – это не ваши ассоциации и будет намного сложнее; желательно каждому числу иметь не одно, а два или три слова разной направленности: 73-сто, сота, сито, сеть; 54-пчела, печь, пуча (но не почка, почта – можно спутать с 541 и 543), видно что удобно выбрать сота и пчела ; таким образом и картинки будут разнообразнее. А теперь только тренироваться.

В марте 2014 года Артур установил новый рекорд по воспроизведению числа Пи, назвав без запинки 11 106 знаков. В «Книгу рекордов России» он попал ещё студентом. Кроме этого, Артур в качестве эксперта по развитию памяти консультирует известный сервис по вопросам запоминания, а во время подготовки к рекорду написал целую книгу под названием «Помнить всё» .

С нами Артур поделился рассказом о том, как с помощью полезных привычек и самостоятельной тренировки можно добиться потрясающих результатов, а также развеял несколько популярных заблуждений о мнемотехнике и работе памяти.

Как запомнить десятки тысяч цифр?

Меня часто спрашивают, каково это - обладать феноменальной памятью: могу ли я изучать языки за считанные дни, храню ли воспоминания о каждом прожитом дне, помню ли прочитанные книги дословно. Сперва такие вопросы было приятно слышать, но теперь я сразу же стараюсь дать понять новым знакомым, что у меня самая обыкновенная память. Главное - понимать, как она работает.

Я искренне удивлялся, читая о людях, способных с поразительной скоростью запоминать колоды карт, цифры, длинные списки иностранных слов. Однажды я прочёл о человеке, который может выучить язык за два-три дня, и решил сам всерьёз разобраться, как это работает. Первое время казалось, что тренировки позволят и мне когда-нибудь научиться запоминать языки в мгновение ока. Теперь же я могу сказать, что за два или три дня выучить язык не сможет никто. Дело в том, что во вдохновившей меня книжке под словами «выучить язык» понималось запоминание 1,5 тысяч слов.

Тогда активно запоминал цифры с секундомером, желая научиться изучать иностранные языки с поразительной скоростью.

«Зачем тратить год на изучение языка, если можно развить память за полгода и выучить язык за несколько дней?», - думал я, продолжая тренировки.

Научившись запоминать сотню цифр за три минуты, я узнал, что настоящий на тот момент рекорд России в запоминании числа Пи - всего лишь 8 332 знака. Почему бы не поставить новый рекорд? Отличная возможность сохранить мотивацию и лучше разобраться в том, как работает память.

Я решил запомнить 22 528 знаков числа Пи. Это немного больше, чем рекорд Европы. Чтобы запомнить столько чисел, я ходил по Москве и раскладывал на улицах свои заранее составленные образы чисел. Например, образ для числа 01 у меня - Шумахер, потому что он приезжает в гонках первым, для 92 - образ моего брата, потому что он родился в 1992 году. Все 22 тысячи знаков числа Пи для меня - это большая история, произошедшая на улицах Москвы.

Здесь - 3998 цифр числа Пи, расположенных по трёхмерной спирали. Источник: Flickr.com

Побить мой рекорд сможет абсолютно каждый. Самое сложное - это не запомнить цифры, а воспроизвести их, потому что правила книги рекордов не позволяют поправлять себя при ошибке. Если вы скажете «Двадцать пять... ой, нет, тридцать пять!», это засчитают за ошибку, даже если вы тут же исправились. Я ошибся на 11 106 знаках, и это теперь новый рекорд России. Если кто-то захочет побить его, предлагаю открыть практически любую книгу о мнемотехнике. Запоминание - не самая сложная часть.

Где взять время на тренировки?

Во время подготовки к чемпионату я также писал книгу, изучал английский и готовился к экзаменам в университете. При этом свободного времени меньше не стало: я по-прежнему читал художественную литературу, встречался с друзьями и даже играл в компьютерные игры. Однако я старался использовать время более рационально: слушал английские подкасты в метро, повторял число Пи за завтраком (и в другие свободные минуты), а новые локации и места в Москве старался запоминать во время прогулок с друзьями. Читал книги, смотрел фильмы и играл в игры я только на языке оригинала.

Основной вопрос не во времени, а в мотивации - её должно хватить, чтобы уделять своим целям хотя бы несколько минут каждый день. Несколько минут выкроить очень просто: утром за завтраком, в метро, в очереди, в ожидании встречи, хоть в туалете. За день может набраться более часа. Час в день на протяжении месяца - уже 30 часов! Прибавьте к этому возможность рациональнее использовать время (вроде просмотра фильмов на английском, если ваша цель - изучение языка), а также часы, которые вы полностью посвящаете достижению цели.

Как запоминать информацию быстро и надолго?

Чтобы быстро запоминать несвязную и нелогичную информацию, вроде имен, цифр, иностранных слов, лучше всего применять мнемотехнику. Мнемотехника (или мнемоника) - это использование любых ассоциаций, позволяющих цеплять информацию за то, что уже есть в вашей памяти. К примеру, чтобы запомнить, что английское "shriek" переводится как «визг», можно придумать какой-нибудь образ по созвучию: например, визжащего Шрека. Чудес не бывает, но такой метод позволит вам запоминать по 60 слов за час.

А вот и слово "shriek". Источник: thewire.com

При запоминании логичной и структурированной информации вроде концепций, законов, теорем, сюжетов книг, главное - это понимание, выявление причинно-следственных связей и любых других закономерностей. Как правило, нам приходится запоминать как логическую и структурированную, так и несвязную и абстрактную информацию в рамках одних и тех же дисциплин, поэтому для эффективного обучения необходимо как понимание, так и использование мнемотехники. Но как бы вы ни запоминали информацию, она все равно будет забываться.

Согласно кривой Эббингауза, большая часть забудется уже в первые часы после запоминания, при этом скорость забывания будет сокращаться экспоненциально. Хотя её кривая строилась на запоминании абстрактной информации, эти принципы верны и для информации структурированной, которая хоть и не так быстро, но всё равно будет забываться. Самый рациональный способ решить проблему забывания - использовать метод интервального повторения. Суть метода в том, чтобы повторять информацию не каждый день/неделю/месяц, а через увеличивающиеся промежутки времени. Организовать такое повторение можно через специальные программы. Например, через Anki можно повторять любую информацию, переведя ее в карточки, а на LinguaLeo интервальное повторение используется для заучивания иностранных слов.

В какое время лучше работает память?

Согласно законам ретроактивного и проактивного торможения одна запоминаемая информация перекрывает другую. То есть мозгу нужно некоторое время после запоминания, чтобы обработать полученные данные. Для этого нужны перемены в школах и университетах. Исходя из этих законов, лучшее время для запоминания - сразу после пробуждения и непосредственно перед сном. В пользу последнего также говорит тот факт, что консолидация кратковременной памяти в долговременную происходит во время сна.

Также память будет хорошо работать после занятий спортом: тут и отсутствие проактивного торможения, и последствие физической активности. А что касается конкретных временных периодов, то нельзя достоверно утверждать, что, например, с 8 до 12 память работает лучше. По-моему, это все зависит от конкретного человека, его режима и привычек.

Развитие малыша – это интересное и плодотворное занятие для любящих родителей. Их умственные и психические процессы настолько подвижны, а жажда познать мир столь велика, что в обучении дошколят можно достичь невероятных результатов. Знать, как научить ребёнка запоминать цифры – важная задача родителей.

Среди общих развивающих задач для детей дошкольного возраста запоминание цифр должно быть увлекательным процессом. Для этого нужна правильная методика раннего развития, помогающая заинтересовать малышей и сделать эффективным этот процесс.

Множество наглядных материалов и игровая форма – это главные составляющие продуктивного обучения ребенка. Это должны быть развивающие игры, несущие информацию о показателях числа. В счете узнавание цифр является начальным этапом обучения.

Вот некоторые заметки для родителей, которые помогут им в процессе образования их ребенка:

  1. Чем раньше начинать обучение, тем легче оно будет проходить в дальнейшем.
  2. Дети должны запоминать показатели количества предметов при помощи разных рецепторов: слуха, зрения и осязания.
  3. Научить детишек цифрам нисколько не труднее, чем помочь им освоить буквы алфавита или название животных и растений.
  4. Какая бы методика ни использовалась, активное участие родителей в играх необходимо. Чтобы помочь малышу быстро запомнить цифры, родитель должен включать совместную с ним деятельность.
  5. Наши крошки намного логичнее, чем мы думаем.

Условия для запоминания и обучения

Они неограниченны. Это не только специально подготовленные уроки, но и обучение в повседневной жизни. Стоит родителю проявить свою творческую способность, и обнаружатся безмерные возможности окружающего мира для этого обучения.

Можно считать любые окружающие предметы, гуляя на улице, покупая продукты в магазине. Запоминание чисел будет успешнее, если для этого заготовить карточки с цифрами и носить их с собой. Ожидая с малышом очереди в поликлинике, можно с пользой провести время: считать людей, стоящих впереди и сзади, сверяя их количество с карточками. Будет еще лучше, если сравнивать число очередных детей до и после, соотнося их с карточками. Так же весело будет сравнивать, у кого больше пуговиц на одежде: у мамы или ребенка.

Самое простое — счет пальчиков при помощи считалочки с их одновременным разгибанием: «Раз, два, три, четыре, пять; пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять; будем радоваться вместе» Можно положить стишок на любую мелодию и пританцовывать пальчиками. Эта методика поможет ребенку запомнить цифры, начиная с младенческого периода. Через два-три года можно будет увидеть результат, малыш запомнит цифровую последовательность. Здесь задействована и слуховая и зрительная память.

Научить маленького различать цифры можно и через запланированные коротенькие пятиминутки, которые должны быть регулярными. Распространенное занятие: карточки, на которых изображены числа. Нужно быстро показывать карточки с обозначением цифр и кружков, обозначающих состав данного числа. Одновременно должно называться это число. Занятие продолжается, пока малыш внимателен. Постепенно он будет понимать цифры и соответствующие им числа. Позднее можно усложнить занятие, раскладывая карточки в разброс и прося ребенка подавать любую из них, по названию числа, которое он слышит.

Занимательные циферки

Карточки с цветными цифрами можно развесить на видных местах во всех комнатах. Их запоминание будет легче, если просить малыша принести столько, к примеру, фасолинок, сколько изображено на картинке, спрятанной на дверце, внутри шкафа или на потолке в спальне. Неожиданные задания вызывают огромный интерес и облегчают запоминание цифры и соответствующий ей состав числа. Даже просто висящие в разных местах на уровне их глаз разноцветные яркие цифровые знаки обеспечат их запоминание.

Магниты на холодильник – большое подспорье для родителей. С магнитными цифрами можно играть, проявляя много фантазии.

Можно делать из конструктора паровозик , в вагонах которого будут кататься цифры, обозначающие порядковый номер вагончика. А вырезанные из мягкого материала шуточные цифры могут танцевать, оживляя детское восприятие и запоминание. Для желающих совершенствовать своего ребенка в математическом плане полезным будет чтение детских обучающих книжек и просмотр мультфильмов по счету. Это очень наглядное обучение.

Необходимо научить малыша, что цифра «говорит» о количестве чего-то. Самое простое упражнение – писать на отдельном листке цифру и строить соответственно ей башню из кубиков. Цифра два «говорит» о том, что башню нужно построить из двух кубиков, а пять требует для башни пять штук. После этого ребенку весело будет это сооружение уронить.

Различные аппликации, рисунки своими руками, лепка из теста или пластилина разных цифр и элементов, входящих в их состав, дадут толчок для творчества и постижения науки о цифрах и счете.

Научить можно в любом возрасте

Малыш 1-3 лет проявляет живой интерес к цифрам. Важно поддерживать и развивать это любопытство, произнося их вслух, показывая наглядно, прося повторять за взрослыми. Дети от трех до пяти уже могут узнавать цифры и владеть последовательным счетом.

В этом полезном деле важно помнить уникальность каждого ребенка и характерные особенности его психических процессов. Его нельзя сравнивать с другими детьми, а необходимо понимать, какая ведущая память у малыша, слуховая или зрительная, и использовать это в научении. Родители должны ценить и одобрять его усилия по освоению цифр. Такой индивидуальный подход, постоянство и заинтересованность родителей в скором времени помогут ему запомнить все цифры и оперировать ими в жизни.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

Мнемоника может использоваться не только для запоминания слов, но и для запоминания числовой информации: телефонов, дат, номеров автомобилей и пр.

Идея состоит в следующем: для каждой из десяти цифр заранее подготавливается образ, и дальнейшее запоминание чисел сводится к созданию ассоциаций с этими образами. Причем запоминание чисел в общем случае оказывается проще, чем слов: для списка слов приходится постоянно подбирать новые образы, для цифр же работаем с уже готовыми.

Для начала необходимо подготовить набор образов, для кодирования цифр. Можно просто поставить каждой цифре в соответствие какой-либо предмет: животное, мебель, и т.д. Например: 1 - жираф, 2 - шкаф, и т.д. Проблема заключается в том, чтобы запомнить эту последовательность. Конечно 10 образов это немного, и если немного поднапрячься вполне возможно их запомнить. Но есть другой путь.

Создание системы образов

Образы цифр можно создавать на основе их графического представления. Для этого подбираются предметы внешне похожие на изображение нужной цифры.

Ниже предлагается набор образов, и их изображения, которые можно использовать для создания своей системы образов. Каждой цифре соответствует несколько образов, каждый из которых по форме чем-то похож на эту цифру. Для каждой цифры выберите один из образов, который как вам кажется, больше всего похож на эту цифру или с которым, вам было бы, приятней всего производить мысленные манипуляции.

Система образов

0 - Солнце, мяч, воздушный шар, колесо, компас, часы и пр.


1, I - столб, ручка, карандаш, копье, стрела, гвоздь, багор, столб, шест



2, II - гусь, лебедь, шахматный конь, кобра, вешалка, кроме того можно использовать любые предметы подразумевающие наличие пары: рельсы, близнецы, перила на мосту и пр.


3, III - сердце, якорь, колонны храма, забор, три богатыря, треугольник, светофор, змей горыныч, с тремя головами, вилка, чайка, лук



4, IV - стул, парусник, флаг, четыре карточные масти


5, V - извилистая дорога, барабан с палочками, раскрытая ладонь - пятерня, рогатка, циркуль



6 - навесной замок, капля, сундук с открытой крышкой, сабля, кинорамка

7 - коса, топор, сапог, самолёт, клюшка, кочерга, крокодил Гена

Поделиться