Введение
В это время Британская Индия представляла собой страну с достаточно развитыми государственно-политическим механизмом и партийно-политической системой.
Общественно-политические организации, отражали интересы местных капитализирующихся слоев. Требования этих организаций включали устранение зависимого социального статуса от расовой и национальной принадлежности и прекращение дискриминации индийцев при комплектовании государственно-административного аппарата.
Индийский Национальный Конгресс
Важнейшим событием политической истории Индии колониального периода стало создание в 1885 г. Первой общеиндийской буржуазно-националистической организации - Индийского Национального Конгресса (ИНК), объединившего существовавшие в различных районах Индии общественно-политические ассоциации, представлявшие интересы национального предпринимательства и интеллектуальной элиты индийского колониального общества. Открытость конгресса по отношению ко всем социальным кастовым и этноконфессиональным слоям превращала его из организации, обратившей интересы узкой прослойки формирующейся национальной буржуазии, в широкое объединение, представляющее собой своеобразный социальный конгломерат.
Созданный как оппозиционная организация колониальному режиму, ИНК в своей организационной структуре и практической деятельности имитировал партии в метрополии и способствовал привитию на индийскую почву британских институтов и нор политической жизни.
В деятельности ИНК отчетливо обозначились два направления - либеральное (С. Банерджи, Д. Наороджи, М. Гокхале, К.Т. Теданг) и радикальное (Б.Г. Тилак, Б.Ч. Пал, А. Гхош, Л.Л. Рай). Различия между так называемыми "умеренными" и "крайними" вытекали из неодинаковой трактовки задач национально-освободительного движения.
ХХ столетие было отмечено в Индии обострением социально-экономических и политических противоречий и активизацией низших прослоек городских и сельских слоев. Раздел Бенгалии в 1905 г. И широкое движение протеста, всколыхнуло население Индии, привели к радикализации политических настроений, массовому подъему национального движения и выдвижению лозунга "сварадж" (самоуправление) и "свадеши" (национальное производство).
Радикализация под воздействием взглядов "крайних" умеренных лидеров Конгресса выразилась в принятии на ежегодной сессии ИНК в Калькутте в 1906 г. резолюции, провозглашающей целью партии завоевание для Индии статуса доминиона, предполагавшего полную автономию во внутренних проблемах.
Наряду с общеиндийским требованием предоставить Индии статус доминиона, с начала ХХ в. отчетливо проявляется стремление наиболее развитых общенациональных общностей к самоопределению и объединению их территории в пределах одной административно-политической единицы.
Полиэтничность индийского общества объективно предполагала зарождение национальных движений на региональном уровне и создание организаций, представляющих интересы отдельных народов. Сложная конфессиональная структура способствовала формированию общественно-политических организаций, отражавших требования религиозных общностей и считавших недостаточным свое участие в деятельности общеиндийского Конгресса. В 1906 г. в Британской Индии была создана организация, призванная представлять интересы многомиллионной мусульманской общины - Мусульманская Лига. Мусульманская Лига проявляла лояльность в отношении британских властей и выступала с идеей введения для мусульман специальной курии на выборах в муниципалитеты и законодательные собрания.
Вслед за метрополией Индия оказалась вовлечена в Первую мировую войну, что обозначило новый этап в политической жизни Индостана.
В период спада массового движения в среде крайних начался разброд. Одни из лидеров (Б.Г. Тилак) оказались в тюрьме, другие (А. Гхош) отошли от политической борьбы, третьи (Б.Ч. Пал) стали переходить на более умеренные позиции. Лидеры же умеренных, возглавлявшие Конгресс, в обстановке усилившейся активности подпольных революционных организаций спешили заявить о своей лояльности к английскому колониальному режиму.
В 1912 г. был принят устав Конгресса, который провозглашал в качестве официальной цели национального движения достижение Индией самоуправления в рамках Британской империи. В 1914 г. после окончания срока заключения был освобожден Б.Г. Тилак. Под определенным давлением властей, а также из тактических соображений Тилак сделал заявление о лояльности к английской власти в Индии, осудив выступления террористов. Тилак и его сторонники возглавили движение гомруля, т.е. за самоуправление, инициатором которого была руководительница индийского Теософского общества Энни Безант. Весной 1916 г. Тилак основал в Пуне Лигу гомруля, которая стала формой объединения его сторонников. В течение 1916 г. лиги создаются в разных центрах Индии, а осенью того же года в Мадрасе основана Всеиндийская лига гомруля во главе с Э. Безант.
Успешное проведение массовой агитационной кампании укрепило позиции Тилака в национальном движении. В то же время умеренность его политических позиций, с одной стороны, и рост оппозиционных настроений внутри Национального конгресса - с другой, создавали объективные предпосылки для соглашения Тилака с руководством Конгресса, во главе которого стояли Г.К. Гокхале и Ф. Мехта. В результате переговоров, происходивших в 1915-1916 гг., из устава Конгресса были исключены ограничения, введенные в 1912 г., что дало возможность крайним во главе с Тилаком воссоединиться с Конгрессом на съезде в Лакнау в 1916 г. На этом же съезде была одобрена деятельность лиг гомруля.
На лакнауском съезде Конгресса произошла консолидация всех основных, действовавших легально, сил национального движения. Помимо воссоединения двух фракций Конгресса было достигнуто соглашение с Мусульманской лигой, к руководству которой в это время пришли новые силы.
В мае 1917 г. вице-король Индии Челмсфорд поставил перед английским правительством вопрос о необходимости внести определенные коррективы в английскую политику в Индии. В 1919 г. английским парламентом был принят Закон об управлении Индией, известный под названием реформ Монтегю - Челмсфорда.
Законом предусматривалось некоторое расширение состава избирателей в центральное (1% взрослого населения) и провинциальные (3% взрослого населения) законодательные собрания. В нижней и верхней (Государственный совет) палатах Центрального и провинциальных Законодательных собраний создавалось прочное выборное большинство. Индийцам предоставлялись места в исполнительных советах при вице-короле и губернаторах провинций для занятия постов руководителей (министров) департаментов здравоохранения, просвещения некоторых других второстепенных ведомств колониальной администрации.
На внесение раскола в ряды индийских националистов было направлено и важное положение реформы о порядке выборов в законодательное собрание по куриальной системе, которая предусматривала не только раздельное голосование индусов и мусульман, но и предоставление последним определенных привилегий. Такая структура власти, в которой выборное начало и ограниченная ответственность министров-индийцев перед законодательными собраниями сочетались с автократической властью вице-короля и его представителей - губернаторов провинций, получила название "диархия" (двойственное управление). Пытаясь расширить свою социальную базу в Индии, английский колониализм одновременно принимал меры по укреплению аппарата подавления национально-освободительного движения в стране.
"Закон Роулетта", который был издан 18 марта 1919 г. Новый закон предусматривал, в частности, право вице-короля и губернаторов арестовывать и ссылать без суда. Эта политика "кнута и пряника", которой следовал английский империализм в Индии с начала XX в., потерпела провал. Ни реформа Монтегю - Челмсфорда, ни "закон Роулетта" не смогли задержать подымавшуюся волну национально-освободительной борьбы.
Новые задачи и цели потребовали перестройки организационной структуры Конгресса, деятельность партии среди различных социальных, этнических, конфессиональных, кастовых, региональных групп требовала координации на общеиндийском уровне. Основным координирующим органом стал Рабочий комитет Конгресса. Деятельность Конгресса была реорганизована по национальному признаку. В нем были созданы региональные комитеты ИНК. Решения Конгресса по национальному вопросу обеспечили ему контроль над движением за создание провинций на лингвистической основе. Конгресс предпринял первые шаги по созданию под своей эгидой крестьянских, а затем и рабочих организаций.
Но Мусульманская Лига, не поддержала гандистской тактики и осудила как массовое несотрудничество, так и халифатское движение.
Внутри Конгресса развернулась острая дискуссия по вопросу о выборе тактики в изменившихся внутриполитических условиях. Национальный конгресс как организация переживал глубокий кризис: в 1921-1923 гг. его численность сократилась с 10 млн. до нескольких сот тысяч человек. Отход масс от Конгресса был вызван временным поражением освободительного движения. Разногласия внутри Национального конгресса за изменение методов борьбы, за достижение свараджа и руководства массовым движением привели к формированию в партии двух основных фракций. Первая - так называемые противники перемен - состояла из сторонников Ганди. Вторую фракцию внутри Национального конгресса составляли так называемые сторонники перемен, Мотилал Неру, и лидер бенгальской организации Конгресса Ч.Р. Дас.
В результате острой внутрипартийной борьбы Ганди был вынужден пойти на серьезные уступки свараджистам и в специальном документе (пакте Ганди - Ч.Р. Дас) отменить гражданское несотрудничество как основную форму деятельности Конгресса.
В широких кругах национальной буржуазии (в особенности мелкой и средней) и в группах внутри Национального конгресса, отражавших их интересы, распространялось недовольство пассивной тактикой свараджистского руководства Конгресса.
Точная характеристика расстановки сил внутри конгресса дана в "Автобиографии" Дж. Неру: "Ни одна из существовавших в то время в рамках Национального конгресса групп - ни сторонники участия в законодательных органах, ни противники изменения политической программы - не привлекала меня. Первая из них явно сворачивала в сторону реформизма и конституционализма, которые, по мнению, могли, завести лишь в тупик. Противники перемен…были лишены активного начала. Однако у них было одно преимущество. Они поддерживали связь с крестьянскими массами, в то время как свараджисты в законодательных советах были всецело поглощены парламентской тактикой".
Рост социальной активности масс не мог не повлиять на положение внутри ИНК. Это привело к появлению левого течения, отражавшего в первую очередь интересы мелкобуржуазных кругов, поддерживавших Конгресс. Это течение было представлено в Конгрессе в основном молодежью, главными лидерами и идеологами которой стали Джавахарлал Неру (1889-1964) и Субхас Чандра Бос (1897-1946).
К концу 1927 г. левое крыло внутри Национального конгресса значительно усилилось. Мадрасский съезд Конгресса принял предложенную Джавахарлалом Неру резолюцию о главной цели индийского национально-освободительного движения - достижении пурна свараджа (полной независимости). Неру и Бос были избраны на 1928 г. генеральными секретарями Конгресса. Национально-освободительное движение, сформулировав свои цели и задачи, вступило в новую фазу.
Со второй половины 20-х гг. налаживание контактов с различными силами внутри национального движения становится главным методом колониальной политики лейбористских правительств с конца 20-х - начала 30-х гг. социальный экономический межэтнический индусский
В ноябре 1928 г. радикально настроенные конгрессисты провели съезд общеиндийской Лиги независимости, во главе которой встали Дж. Неру и С.Ч. Бос. На съезде конгресса в Лахоре (декабрь 1929 г.), председателем которого был избран Дж. Неру, было принято решение о проведении новой общеиндийской компании гражданского несотрудничества. Руководителем ее стал М.К. Ганди. Съезд подтвердил решимость ИНК добиться конечной цели национальной борьбы - полной независимости.
В основу компании гражданского неповиновения 1930 г. были положены "11 пунктов" Ганди, содержавшие требования к английским властям. Компания была начата в апреле 1930 г. и проходила по той же программе, что и в начале 20-х годов, предполагавшей бойкот английских товаров, отказ от занимаемых постов, от участия в Законодательном собрании. Она приобрела огромный размах и объединила представителей самых различных слоев индийского общества, включая крестьянство и фабрично-заводских рабочих. Сатьяграха была облечена в форму борьбы с законом о соляной монополии. Сатьяграха Ганди широко освещалась индийской прессой, а движение несотрудничества охватило территорию всей страны.
марта 1931 г. было заключено соглашение между руководством Национального конгресса и администрацией вице-короля (Пакт Ганди - Ирвин), по которому английская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить арестованных, но только тех, кто не был обвинен в насильственных действиях. Конгресс объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества.
г. Ганди формально выходит из ИНК. Руководство Конгресса вернулось к сварджистам, развернувшим подготовку к участию в выборах. Накануне выборов в конгрессе произошли изменения. Группа правых во главе с М.М. Малавией вышла из него, образовав националистическую партию. В 1934 г. внутри ИНК создана еще одна фракция Конгресс-социалистическая партия под руководством Джайпракаша Нарайяна, Ачарья Нарендра Дева и Ашока Мехты, отстаивающая идеи социал-демократического характера. Третья группировка во главе с А. Патвардханом и Р.М. Лохией выступала за синтез идей демократического социализма с философией гандизма.
Вторая половина 30-х гг. стала периодом размежевания Лиги и Конгресса, она же представляла собой период консолидации лево-демократических сил страны. Этому способствовало усиление левого крыла ИНК. В 1939 г. президентом ИНК был избран С.Ч. Бос, как один из наиболее леворадикальных деятелей партии. С.Ч. Бос с группой сторонников вышел из ИНК и образовал самостоятельную партию Форвард блок. Раскол в Конгрессе повлек уход из него левых групп конгресс-социалистов и коммунистов. Создание единого антиимпериалистического фронта было непрочным и кратковременным. Накануне вступления Индии во вторую мировую войну ее политические силы оказались разрозненными.
В условиях поднимавшейся в стране волны национально-освободительного движения возникла необходимость в создании новых, более радикальных организаций.
С самого начала внутри новых организаций не было единства. Внутренняя история буржуазно-национального движения характеризуется возникновением и развитием в нем двух основных направлений - либерального и демократического.
В течение 60-х - начале 80-х годов XIX в. либеральное крыло организационно господствовало в национальном движении, поскольку в этот период мелкобуржуазным демократам не удалось создать свои собственные организации.
Индийский национальный конгресс (Конгресс, ИНК) был образован 28 декабря 1885 г. на его первой сессии в Бомбее . Непосредственная инициатива в создании Конгресса принадлежала бывшему крупному чиновнику Индийской гражданской службы англичанину Аллану Октавиану Юму, который действовал в контакте с британской колониальной администрацией во главе с вице-королем Дафферином. Конгресс был задуман ими как вынужденная мера, как «предохранительный клапан» для выпуска накопившегося недовольства индийцев политикой колонизаторов. Вначале он действительно выполнял эту задачу, но постепенно от позиций реформаторства в рамках колониальной системы стал на путь национально-освободительной борьбы против британской власти.
Годы, предшествовавшие появлению Конгресса как всеиндийской организации, были отмечены созданием многочисленных националистических групп и организаций в стране. Среди них была Индийская ассоциация, которая в декабре 1883 г. провела в Калькутте Всеиндийскую национальную конференцию.
28 декабря 1885 г. В Бомбее в торжественной обстановке открылся учредительный съезд, основавший Индийский национальных конгресс. Примерно половина делегатов состояло из представителей высших слоев буржуазной интеллигенции. Другую половину составляли промышленники, купцы, помещики. В речах делегатов подчеркивались лояльность по отношению Британским колониальным властям.
В основу тогдашнего устава Национального конгресса были положены требования национального равноправия англичан и индийцев в Индии и предоставление самоуправление. Эти цели предполагалось достигнуть «конституционными и мирными средствами, постепенно формируя существующую систему управления, упрочивая национальное единство, поощряя дух общественного долга, развивая и организуя духовные, моральные, экономические и промышленные ресурсы страны».
Большинство делегатов I сессии Индийского национального конгресса составляли члены провинциальных, законодательных советов, Верховного суда, муниципальных советов, редакторы и издатели крупнейших газет. Это были руководители и члены провинциальных ассоциаций.
Всего в работе сессии участвовало 72 представителя, причем, из них было два мусульманина. Конгресс должен был стать представительной ассамблеей всей Индии, «...фактически же, он не представлял никого, кроме правящих классов».
Президентом I сессии Национального конгресса единогласно был избран С. Банерджи, делегат от Калькутты - «замечательный политический деятель» Индии. С. Банерджи выразил удовлетворение, что на I сессии Конгресса присутствуют представители крупнейших президентств, «выдающиеся люди этой страны, чье присутствие повысит вес и достоинство заседаний».
Цели и задачи Конгресса были сформулированы в следующих пунктах:
1) способствовать личному знакомству и дружбе между наиболее выдающимися деятелями Индии, находящимися в различных частях страны;
2) искоренить, путем личных контактов, провинциальные предрассудки в отношении к любящим страну людям, развивать и укреплять чувство национальной солидарности, которое зародилось в памятное правление лорда Рипона;
3) после окончания сессии издать отчет, в котором будет изложено мнение образованных классов Индии по наиболее важным и неотложным вопросам;
4) определить линии и методы работы индийских политических деятелей в течение ближайшего года».
Эти четыре пункта показывают, насколько умеренны были требования либеральной буржуазии.
Всего на первой сессии Национального конгресса было обсуждено и принято единогласно 9 резолюций.
В первой резолюции отмечалось конгрессисты просили назначить смешанную комиссию из индийцев и англичан по расследованию работы индийской администрации.
Вторая резолюция касалась реформы Индийского совета при министре по делам Индии. В резолюции говорилось, что нынешний совет, состоящий из английских чиновников, должен быть распущен и взамен его создан новый, так как ни одна реформа индийцев, предложенная на рассмотрение Совета, не была пропущена английскими консервативными чиновниками.
В третьей резолюции наиболее ярко отразилась буржуазная сущность Конгресса. В ней индийская буржуазия потребовала изменения и расширения индийских законодательских советов в области законодательства, установления контроля над финансами и налогообложениями. Все требования индийской буржуазии и интеллигенции начались с обсуждения вопроса о бюджете.
Получив право обсуждать бюджеты, провинциальные советы имели бы возможность контролировать и опротестовывать непомерные затраты колониальных властей за счет Индии.
Четвертая резолюция касалась вопроса увеличения возрастного ценза для допуска к конкурсным экзаменам индийцев, поступающих на гражданскую службу. Несмотря на неоднократные протесты всех ассоциаций различных провинций Индии, порядок экзаменов оставался неизменным.
В пятой и шестой резолюциях делалась попытка отстоять финансы от произвола английских колониальных властей. В седьмой резолюции индийцы протестовали против аннексии Верхней Бирмы в 1885 г. и отмечали, что она ложилась новым тяжким бременем на индийский бюджет.
Таким образом, резолюции I сессии Индийского национального конгресса касались лишь административных реформ и были весьма умеренными по отношению к английским колониальным властям. Ни слова не было сказано о свободе и независимости Индии. Конгрессисты были против борьбы народных масс с колонизаторами и не ставили перед собой задачу ликвидации колониального режима.
Первые годы деятельности Национальный конгресс ограничивалось агитацией в печати, подачей петиций британскому парламенту, компаниями протеста против наиболее вопиющих проявлений произвола колониальных властей.
По мере развертывания революционного движения в массах росла популярность «крайних» и их вождя Тилака. Они рассматривали лозунги свараджа и свадеши как призыв к борьбе за национальную независимость Индии. Сторонники Тилака боролись за превращение Индии в независимое буржуазно – демократическое государство. Тилак и другие индийские демократы способствовали включению в движение широких масс.
Тилак был сторонником решительных форм борьбы против английских колонизаторов, но он считал, что в Индии нет необходимых условий для вооруженной борьбы. Его тактика предусматривала расширение бойкота английских товаров и организацию массовой кампании сопротивления колониальным властям путем демонстративного нарушения английских законов без применения насилия. Он называл это «пассивным сопротивлением». В известном смысле Тилак выступал как предшественник Ганди. Если внутри Индийского национального конгресса Тилак и его сторонники составляли меньшинство, то для широких масс народа, поднявшихся на борьбу с колонизаторами, Тилак стал общепризнанным вождем.
Состоявшийся в 1906 г. в Калькутте съезд Национального конгресса по предложению Тилака включил в программу конгресса требование свараджа, «такого же, как в доминионах и в самой Англии». Тилака поддержал тогда председатель съезда, старейший деятель Конгресса Дадабхай Наороджи.
На сессии ИНК в Сурате в 1907 произошел раскол между "крайними" и "умеренными". "Крайние" считали, что целью Конгресса должно быть достижение "свараджа" ("своего правления") путем организации массового движения. "Умеренные" утверждали, что самоуправление может быть достигнуто лишь постепенно, в сотрудничестве с англ. властями. Из 1600 делегатов ок. 900 поддержали "умеренных", а ок. 700 выступили в поддержку "крайних". Однако раскол ИНК оказался недолговременным. "Крайние" не смогли создать сплоченной орг-ции, часть из них стала отходить от своих принципов и смыкаться с "умеренными"; другие приняли участие в террористич. деятельности тайных заговорщич. групп.
В 1912 г. был принят устав Конгресса, который провозглашал в качестве официальной цели национального движения достижение Индией самоуправления в рамках Британской империи.
В 1916 "умеренные" и "крайние" вновь объединились в Конгрессе. В том же году на сессии, состоявшейся в Лакхнау, было заключено соглашение между Конгрессом и Мусульм. Лигой, которая была создана в 1906 г. в г. Дакка на конференции руководителей мусульманских общественных организаций Британской Индии. Целью партии были провозглашены защита политических прав индийских мусульман и представительство их интересов перед английскими властями. Это соглашение о совместной борьбе за достижение Индией самоуправления "в качестве равноправного партнера в Брит. империи наряду с самоуправляющимися доминионами".
Подъем нац.-освободит. движения в Индии в 1918-22 ознаменовал начало новой эпохи в деятельности ИНК, к-рый превратился в массовую партию. Руководителем и идеологом Конгресса стал М. К. Ганди.
Введение
Начало XX века ознаменовалась подъемом освободительного движения в Индии, участником которого стала буржуазия.
В это время Британская Индия представляла собой страну с достаточно развитыми государственно-политическим механизмом и партийно-политической системой.
Общественно-политические организации, отражали интересы местных капитализирующихся слоев. Требования этих организаций включали устранение зависимого социального статуса от расовой и национальной принадлежности и прекращение дискриминации индийцев при комплектовании государственно-административного аппарата.
Индийский Национальный Конгресс
Важнейшим событием политической истории Индии колониального периода стало создание в 1885 г. Первой общеиндийской буржуазно-националистической организации - Индийского Национального Конгресса (ИНК), объединившего существовавшие в различных районах Индии общественно-политические ассоциации, представлявшие интересы национального предпринимательства и интеллектуальной элиты индийского колониального общества. Открытость конгресса по отношению ко всем социальным кастовым и этноконфессиональным слоям превращала его из организации, обратившей интересы узкой прослойки формирующейся национальной буржуазии, в широкое объединение, представляющее собой своеобразный социальный конгломерат. Регинин А.А. Индийский Национальный конгресс. М., 1978., с. 36.
Созданный как оппозиционная организация колониальному режиму, ИНК в своей организационной структуре и практической деятельности имитировал партии в метрополии и способствовал привитию на индийскую почву британских институтов и нор политической жизни.
В деятельности ИНК отчетливо обозначились два направления - либеральное (С. Банерджи, Д. Наороджи, М. Гокхале, К.Т. Теданг) и радикальное (Б.Г. Тилак, Б.Ч. Пал, А. Гхош, Л.Л. Рай). Различия между так называемыми «умеренными» и «крайними» вытекали из неодинаковой трактовки задач национально-освободительного движения.
ХХ столетие было отмечено в Индии обострением социально-экономических и политических противоречий и активизацией низших прослоек городских и сельских слоев. Раздел Бенгалии в 1905 г. И широкое движение протеста, всколыхнуло население Индии, привели к радикализации политических настроений, массовому подъему национального движения и выдвижению лозунга «сварадж» (самоуправление) и «свадеши» (национальное производство).
Радикализация под воздействием взглядов «крайних» умеренных лидеров Конгресса выразилась в принятии на ежегодной сессии ИНК в Калькутте в 1906 г. резолюции, провозглашающей целью партии завоевание для Индии статуса доминиона, предполагавшего полную автономию во внутренних проблемах.
Наряду с общеиндийским требованием предоставить Индии статус доминиона, с начала ХХ в. отчетливо проявляется стремление наиболее развитых общенациональных общностей к самоопределению и объединению их территории в пределах одной административно-политической единицы.
Полиэтничность индийского общества объективно предполагала зарождение национальных движений на региональном уровне и создание организаций, представляющих интересы отдельных народов. Сложная конфессиональная структура способствовала формированию общественно-политических организаций, отражавших требования религиозных общностей и считавших недостаточным свое участие в деятельности общеиндийского Конгресса. В 1906 г. в Британской Индии была создана организация, призванная представлять интересы многомиллионной мусульманской общины - Мусульманская Лига. Мусульманская Лига проявляла лояльность в отношении британских властей и выступала с идеей введения для мусульман специальной курии на выборах в муниципалитеты и законодательные собрания. Райков А.В. Пробуждение Индии. М., 1968., с. 137
Вслед за метрополией Индия оказалась вовлечена в Первую мировую войну, что обозначило новый этап в политической жизни Индостана.
В период спада массового движения в среде крайних начался разброд. Одни из лидеров (Б.Г. Тилак) оказались в тюрьме, другие (А. Гхош) отошли от политической борьбы, третьи (Б.Ч. Пал) стали переходить на более умеренные позиции. Лидеры же умеренных, возглавлявшие Конгресс, в обстановке усилившейся активности подпольных революционных организаций спешили заявить о своей лояльности к английскому колониальному режиму. Национально-освободительское движение в Индии и деятельность Б.Г. Тилака: Сб. ст. М., 1958., с. 92.
В 1912 г. был принят устав Конгресса, который провозглашал в качестве официальной цели национального движения достижение Индией самоуправления в рамках Британской империи. В 1914 г. после окончания срока заключения был освобожден Б.Г. Тилак. Под определенным давлением властей, а также из тактических соображений Тилак сделал заявление о лояльности к английской власти в Индии, осудив выступления террористов. Тилак и его сторонники возглавили движение гомруля, т.е. за самоуправление, инициатором которого была руководительница индийского Теософского общества Энни Безант. Весной 1916 г. Тилак основал в Пуне Лигу гомруля, которая стала формой объединения его сторонников. В течение 1916 г. лиги создаются в разных центрах Индии, а осенью того же года в Мадрасе основана Всеиндийская лига гомруля во главе с Э. Безант.
Успешное проведение массовой агитационной кампании укрепило позиции Тилака в национальном движении. В то же время умеренность его политических позиций, с одной стороны, и рост оппозиционных настроений внутри Национального конгресса -- с другой, создавали объективные предпосылки для соглашения Тилака с руководством Конгресса, во главе которого стояли Г.К. Гокхале и Ф. Мехта. В результате переговоров, происходивших в 1915--1916 гг., из устава Конгресса были исключены ограничения, введенные в 1912 г., что дало возможность крайним во главе с Тилаком воссоединиться с Конгрессом на съезде в Лакнау в 1916 г. На этом же съезде была одобрена деятельность лиг гомруля. Регинин А.А. Указ. соч., с. 116.
На лакнауском съезде Конгресса произошла консолидация всех основных, действовавших легально, сил национального движения. Помимо воссоединения двух фракций Конгресса было достигнуто соглашение с Мусульманской лигой, к руководству которой в это время пришли новые силы.
В мае 1917 г. вице-король Индии Челмсфорд поставил перед английским правительством вопрос о необходимости внести определенные коррективы в английскую политику в Индии. В 1919 г. английским парламентом был принят Закон об управлении Индией, известный под названием реформ Монтегю -- Челмсфорда.
Законом предусматривалось некоторое расширение состава избирателей в центральное (1% взрослого населения) и провинциальные (3% взрослого населения) законодательные собрания. В нижней и верхней (Государственный совет) палатах Центрального и провинциальных Законодательных собраний создавалось прочное выборное большинство. Индийцам предоставлялись места в исполнительных советах при вице-короле и губернаторах провинций для занятия постов руководителей (министров) департаментов здравоохранения, просвещения некоторых других второстепенных ведомств колониальной администрации.
На внесение раскола в ряды индийских националистов было направлено и важное положение реформы о порядке выборов в законодательное собрание по куриальной системе, которая предусматривала не только раздельное голосование индусов и мусульман, но и предоставление последним определенных привилегий. Такая структура власти, в которой выборное начало и ограниченная ответственность министров-индийцев перед законодательными собраниями сочетались с автократической властью вице-короля и его представителей -- губернаторов провинций, получила название «диархия» (двойственное управление). Пытаясь расширить свою социальную базу в Индии, английский колониализм одновременно принимал меры по укреплению аппарата подавления национально-освободительного движения в стране.
«Закон Роулетта», который был издан 18 марта 1919 г. Новый закон предусматривал, в частности, право вице-короля и губернаторов арестовывать и ссылать без суда. Эта политика «кнута и пряника», которой следовал английский империализм в Индии с начала XX в., потерпела провал. Ни реформа Монтегю -- Челмсфорда, ни «закон Роулетта» не смогли задержать подымавшуюся волну национально-освободительной борьбы. Райков А.В. Указ.соч., с. 152.
Новые задачи и цели потребовали перестройки организационной структуры Конгресса, деятельность партии среди различных социальных, этнических, конфессиональных, кастовых, региональных групп требовала координации на общеиндийском уровне. Основным координирующим органом стал Рабочий комитет Конгресса. Деятельность Конгресса была реорганизована по национальному признаку. В нем были созданы региональные комитеты ИНК. Решения Конгресса по национальному вопросу обеспечили ему контроль над движением за создание провинций на лингвистической основе. Конгресс предпринял первые шаги по созданию под своей эгидой крестьянских, а затем и рабочих организаций.
1 августа 1920 г. была начата первая в истории страны общеиндийская кампания гражданского неповиновения. Ее подготовка и проведение осуществлялись Ганди и его последователями в тесном сотрудничестве с халифатистами. Халифатское движение, начатое по инициативе индийской мусульманской интеллигенции и мусульманского духовенства, проходило под знаком защиты прав турецкого султана, который считался халифом -- духовным владыкой всех мусульман-суннитов, включая и мусульман Индии. Параллельное развитие халифатского движения и кампании гражданского неповиновения создавало благоприятные возможности для установления сотрудничества и единства в освободительной борьбе двух основных религиозных общин -- индусов и мусульман.
Но Мусульманская Лига, не поддержала гандистской тактики и осудила как массовое несотрудничество, так и халифатское движение.
Внутри Конгресса развернулась острая дискуссия по вопросу о выборе тактики в изменившихся внутриполитических условиях. Национальный конгресс как организация переживал глубокий кризис: в 1921--1923 гг. его численность сократилась с 10 млн. до нескольких сот тысяч человек. Отход масс от Конгресса был вызван временным поражением освободительного движения. Разногласия внутри Национального конгресса за изменение методов борьбы, за достижение свараджа и руководства массовым движением привели к формированию в партии двух основных фракций. Первая -- так называемые противники перемен -- состояла из сторонников Ганди. Вторую фракцию внутри Национального конгресса составляли так называемые сторонники перемен, Мотилал Неру, и лидер бенгальской организации Конгресса Ч.Р. Дас.
В результате острой внутрипартийной борьбы Ганди был вынужден пойти на серьезные уступки свараджистам и в специальном документе (пакте Ганди -- Ч.Р. Дас) отменить гражданское несотрудничество как основную форму деятельности Конгресса.
В широких кругах национальной буржуазии (в особенности мелкой и средней) и в группах внутри Национального конгресса, отражавших их интересы, распространялось недовольство пассивной тактикой свараджистского руководства Конгресса.
Точная характеристика расстановки сил внутри конгресса дана в «Автобиографии» Дж. Неру: «Ни одна из существовавших в то время в рамках Национального конгресса групп - ни сторонники участия в законодательных органах, ни противники изменения политической программы - не привлекала меня. Первая из них явно сворачивала в сторону реформизма и конституционализма, которые, по мнению, могли, завести лишь в тупик. Противники перемен…были лишены активного начала. Однако у них было одно преимущество. Они поддерживали связь с крестьянскими массами, в то время как свараджисты в законодательных советах были всецело поглощены парламентской тактикой». Неру Дж. Автобиография / Гопал С. М., 1955., с. 135.
Рост социальной активности масс не мог не повлиять на положение внутри ИНК. Это привело к появлению левого течения, отражавшего в первую очередь интересы мелкобуржуазных кругов, поддерживавших Конгресс. Это течение было представлено в Конгрессе в основном молодежью, главными лидерами и идеологами которой стали Джавахарлал Неру (1889--1964) и Субхас Чандра Бос (1897--1946).
К концу 1927 г. левое крыло внутри Национального конгресса значительно усилилось. Мадрасский съезд Конгресса принял предложенную Джавахарлалом Неру резолюцию о главной цели индийского национально-освободительного движения -- достижении пурна свараджа (полной независимости). Неру и Бос были избраны на 1928 г. генеральными секретарями Конгресса. Национально-освободительное движение, сформулировав свои цели и задачи, вступило в новую фазу.
Со второй половины 20-х гг. налаживание контактов с различными силами внутри национального движения становится главным методом колониальной политики лейбористских правительств с конца 20-х - начала 30-х гг. социальный экономический межэтнический индусский
В ноябре 1928 г. радикально настроенные конгрессисты провели съезд общеиндийской Лиги независимости, во главе которой встали Дж. Неру и С.Ч. Бос. На съезде конгресса в Лахоре (декабрь 1929 г.), председателем которого был избран Дж. Неру, было принято решение о проведении новой общеиндийской компании гражданского несотрудничества. Руководителем ее стал М.К. Ганди. Съезд подтвердил решимость ИНК добиться конечной цели национальной борьбы - полной независимости.
В основу компании гражданского неповиновения 1930 г. были положены «11 пунктов» Ганди, содержавшие требования к английским властям. Компания была начата в апреле 1930 г. и проходила по той же программе, что и в начале 20-х годов, предполагавшей бойкот английских товаров, отказ от занимаемых постов, от участия в Законодательном собрании. Она приобрела огромный размах и объединила представителей самых различных слоев индийского общества, включая крестьянство и фабрично-заводских рабочих. Сатьяграха была облечена в форму борьбы с законом о соляной монополии. Сатьяграха Ганди широко освещалась индийской прессой, а движение несотрудничества охватило территорию всей страны. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. / Под ред. Г.Л. Бондаревского, П.В. Куцобина, А.Л. Нарочицкого. М., 1981. М., Т.2. (письмо 109).
5 марта 1931 г. было заключено соглашение между руководством Национального конгресса и администрацией вице-короля (Пакт Ганди -- Ирвин), по которому английская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить арестованных, но только тех, кто не был обвинен в насильственных действиях. Конгресс объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества.
1934 г. Ганди формально выходит из ИНК. Руководство Конгресса вернулось к сварджистам, развернувшим подготовку к участию в выборах. Накануне выборов в конгрессе произошли изменения. Группа правых во главе с М.М. Малавией вышла из него, образовав националистическую партию. В 1934 г. внутри ИНК создана еще одна фракция Конгресс-социалистическая партия под руководством Джайпракаша Нарайяна, Ачарья Нарендра Дева и Ашока Мехты, отстаивающая идеи социал-демократического характера. Третья группировка во главе с А. Патвардханом и Р.М. Лохией выступала за синтез идей демократического социализма с философией гандизма.
Вторая половина 30-х гг. стала периодом размежевания Лиги и Конгресса, она же представляла собой период консолидации лево-демократических сил страны. Этому способствовало усиление левого крыла ИНК. В 1939 г. президентом ИНК был избран С.Ч. Бос, как один из наиболее леворадикальных деятелей партии. С.Ч. Бос с группой сторонников вышел из ИНК и образовал самостоятельную партию Форвард блок. Раскол в Конгрессе повлек уход из него левых групп конгресс-социалистов и коммунистов. Создание единого антиимпериалистического фронта было непрочным и кратковременным. Накануне вступления Индии во вторую мировую войну ее политические силы оказались разрозненными.
Индийский национальный конгресс (ИНК), крупнейшая политическая партия Индии. Основана в декабре 1885. В конце 19 в. ИНК не выходил за рамки лояльной оппозиции колониальному режиму; выражал главным образом интересы верхних слоев индийской буржуазии, националистически настроенных князей, помещиков и наиболее зажиточных слоев местной интеллигенции; руководители - Д. Наороджи, Г. К. Гокхале, М. Г. Ранаде и др. В начале 20 в. внутри ИНК сформировалось мелкобуржуазное демократическое направление так называемых крайних (экстремистов) во главе с Б. Тилаком. В 1907 произошёл раскол между «крайними» и «умеренными». «Крайние», вышедшие из ИНК, считали, что целью Конгресса должно быть достижение «свараджа» («самоуправления»), а средством - организация национально-освободительного движения народных масс. «Умеренные» утверждали, что самоуправление может быть достигнуто лишь постепенно, в сотрудничестве с английскими властями. В 1916 «крайние», не сумевшие создать своей сплочённой организации, вернулись в ИНК.
По мере нарастания революционной борьбы все больше усиливались расхождения между умеренными и крайними. Умеренные, представлявшие крупную индийскую буржуазию, верхушку буржуазной интеллигенции и поддерживавших национальное движение помещиков, не шли дальше требований проведения протекционистской политики, известного ограничения иностранного капитала, расширения самоуправления путем более полного представительства имущих классов Индии в законодательных советах при вице-короле и губернаторах. Они требовали, чтобы эти советы были наделены правами известного контроля над деятельностью колониальной администрации.
Крайние, хотя большая часть их и не призывала к вооруженному восстанию, выступали за полную независимость Индии, достижение которой, по их мнению, было невозможно без активного вовлечения в национально-освободительное движение народных масс. Они предполагали создание в будущем в Индии федеративной республики при ликвидации княжеств. У крайних не было четкой программы решения внутренних социальных вопросов, однако их апелляция к массам объективно способствовала развязыванию классовой борьбы рабочих и крестьян. Слабость крайних заключалась в том, что они не имели общеиндийской организации, работая лишь внутри провинциальных организаций Национального конгресса.
Развязывание революционной инициативы масс, подъем забастовочного движения напугали крупную индийскую буржуазию и умеренных. В выступлениях крупных бомбейских фабрикантов, а также лидеров умеренных Гокхале и Банерджп все более определенно звучали призывы к компромиссу с колониальными властями. Чтобы ускорить отступление правого крыла националистов, вице-король Минто (1905-1910) объявил о подготовке административной реформы. Колониальные власти заверили бенгальских заминдаров, что их права останутся неприкосновенными.
Весной 1907 г. делегация умеренных Бенгалии во главе с Банерджи посетила вице-короля. Она просила помощи в обуздании «разбушевавшихся в Бенгалии страстей». С выражениями лояльности стали выступать умеренные и в других провинциях. Летом того же года бенгальские заминдары выпустили специальный манифест, направленный против развертывания массовой борьбы
В то же время Тилак с целью укрепления позиций крайних совершил ряд поездок по стране. Его выступления широко освещались всей индийской печатью. Выражение Тилака, что «индийская конституция - это уголовный кодекс», стало крылатым.
Острая борьба развернулась по вопросу о кандидатуре председателя предстоявшей сессии Национального конгресса, однако крайним снова не удалось провести Тилака.
Большинство делегатов на сессии Конгресса, проходившей в бомбейском городе Сурате, принадлежало к правому крылу. На первом же заседании Тилак обвинил умеренных в том, что они отошли от программы борьбы за сварадж, принятой на Предыдущей сессии. Заседание окончилось потасовкой и вмешательством полиции, вызванной умеренными. На следующий день обе фракции провели отдельные заседания. В речах и принятых резолюциях умеренные продемонстрировали свою капитуляцию перед империализмом. Крайние сделали попытку, правда, неудачную, создать свою собственную организацию, после чего призвали к дальнейшему развертыванию массовой борьбы.
Это течение было представлено в Конгрессе в основном молодежью, главными лидерами и идеологами которой стали Джавахарлал Неру (1889-1964) и Субхас Чандра Бос (1897-1946). Оба выходцы из семей, принадлежавших к верхушке индийского общества, получив образование в лучших английских университетах, Неру и Бос вступили в начале 20-х годов на путь активного участия в национальном движении как ревностные последователи Ганди.
Возникновение левого крыла в Конгрессе и включение в руководство партии его представителей усилило влияние Конгресса в массах и тем самым объективно способствовало сохранению во главе национального движения национальной буржуазии. В то же время эти изменения внутри Национального конгресса отразили глубокие сдвиги в политической жизни Индии, которые произошли в 1922-1927 гг. и которые характеризовались усилением левых сил в стране, несмотря на временный спад массовой борьбы.
С течением времени, чутко воспринимая новые революционные идеи и учитывая изменения в социально-политической обстановке в самой Индии, левые пришли к выводу о необходимости радикализации программы Конгресса и активизации работы конгрессистов в массах. На формирование их взглядов оказало влияние учение Ленина и опыт Октябрьской революции социалистического строительства в СССР. Большое впечатление на молодого Джавахарлала Неру произвела его поездка в СССР в 1927 г., которую он совершил имеете со своим отцом Мотилалом Неру //Неру, 1960, 235/.
В практической деятельности двух молодых лидеров были определенные различия. Бос в конце 20-х-начале 30-х годов основные усилия направлял на создание молодежных, прежде всего студенческих, организаций и закрепление своего влияния в бенгальской организации Конгресса. Джавахарлал Неру в эти годы стремился установить и расширить связи индийского национального движения с прогрессивными организациями и революционными течениями за рубежом. В 1927 г. он представлял Индию на Брюссельском конгрессе колониальных народов, на котором была создана Антиимпериалистическая лига. Возвратившись в Индию, Неру провел большую работу по созданию отделений лиги в самой Индии.
К концу 1927 г. левое крыло внутри Национального конгресса значительно усилилось. Мадрасский съезд Конгресса принял предложенную Джавахарлалом Неру резолюцию о главной цели индийского национально-освободительного движения - достижении пурна свараджа (полной независимости). Съезд подтвердил установление связей с Антиимпериалистической лигой. Неру и Бос были избраны на 1928 г. генеральными секретарями Конгресса.
Период спада массового движения, последовавший за отступлением национальных сил в 1922г., был временем освоения политического опыта, накопленного участниками борьбы в годы революционного подъема. Внутри Конгресса развернулась острая дискуссия по вопросу о (выборе тактики в изменившихся внутриполитических условиях.
Национальный конгресс как организация переживал глубокий кризис: в 1921 - 1923 гг. его численность сократилась с 10 млн. до нескольких сот тысяч человек. Отход масс от Конгресса был вызван временным поражением освободительного движения. Престиж Конгресса как руководителя борьбы значительно снизился после принятия его руководством Бардолийской резолюции.
Разногласия внутри Национального конгресса за изменение методов борьбы, за достижение свараджа и руководства массовым движением привели к формированию в партии двух основных фракций. Первая - так называемые противники перемен - состояла из сторонников Ганди. В изменившихся условиях национальный лидер временно отказался от испытанной тактики массовой сатьяграхи, выдвинув так называемую конструктивную программу.
Основными формами деятельности Ганди и его последователей стали: поощрение ручных ремесел, в первую очередь ручного прядения; борьба с «неприкасаемостью», т. е. против социально-бытовой дискриминации лиц, принадлежавших к самым низшим кастам - «неприкасаемым»; пропаганда индусад-мусульманского единства. Осуществляя «конструктивную программу», Ганди объективно преследовал две основные цели: сорвать усилия англичан, натравленные на раскол напиовального движения, сохранить массовую базу Конгресса, в цервую очередь за счет городских средних слоев, ремесленников и торговцев /Мартышин, 1970, с. 119/.
В 1924 и 1925 гг. Ганди провел две весьма ограниченные по числу участников сатьяграхи в местечке Вайком, расположенном в южноиндийском княжестве Траванкур. Они были направлены на отмену некоторых религиозных и бытовых ограничений для лиц из каст «неприкасаемых». В 1925 г. он основал Всеиндийскую ассоциацию ручного прядения, которая не только пропагандировала чарку (ручную прялку), но и снабжала прядильщиков-кустарей сырьем, а также занималась сбытом их продукции.
Вторую фракцию внутри Национального конгресса составляли так называемые сторонники перемен, видными представителями которых были один из лидеров буржуазных националистов в Соединенных провинциях, Мотилал Неру, и лидер бенгальской организации Конгресса Ч. Р. Дас. Эта группа выступала против вовлечения масс в политическую борьбу и считала, что сварадж должен быть «завоеван изнутри», путем овладения конгрессистами центральной и провинциальными легислатурами. Поэтому они выступали за участие Конгресса в намеченных выборах в законодательные собрания. В программных установках «сторонников перемен» явно сквозил страх перед массовой борьбой трудящихся Индии, становившейся самостоятельным и важным фактором политического развития страны.
В марте 1923 г. в Аллахабаде состоялся съезд этой фракции, образовавшей свараджистскую партию внутри Национального конгресса. Свараджисты приняли решение участвовать в выборах в законодательные собрания, с тем чтобы, войдя в них, с помощью методов парламентской обструкции заставить колониальную администрацию пойти на удовлетворение требований национального движения.
Если съезд Национального конгресса, происходивший в конце 1922г. в городе Гайя (Бихар), подтвердил позиции сторонников Ганди, то уже на чрезвычайном съезде в Дели (1923 г.) была принята резолюция, разрешавшая свараджистам выставить кандидатуры на выборах.
В результате острой внутрипартийной борьбы Ганди был вынужден пойти на серьезные уступки свараджистам и в специальном документе (пакте Ганди - Ч. Р. Дас) отменить гражданское несотрудничество как основную форму деятельности Конгресса. Это соглашение было подтверждено решениями съезда Конгресса, состоявшегося в 1924 г. в городе Белгауме (Бомбейское президентство), а в следующем году съездам партии в Канпуре деятельность свараджистов была признана основной формой конгрессистской работы. Однако свараджистам не удалось, используя по существу законосовещательные органы, вырвать хотя бы одну существенную уступку от английской колониальной администрации. Неудачи свараджистов/вызвали падение их влияния в буржуазно-помещичьих кругах, и на выборах 1926 г. они потерпели поражение /Полонская, 1960, с. 89/.
В широких кругах национальной буржуазии (в особенности мелкой и средней) и в группах внутри Национального конгресса, отражавших их интересы, распространялось недовольство пассивной тактикой свараджистского руководства Конгресса. Ослабление свараджистов в этих условиях привело к перегруппировке внутрипартийных сил, известной консолидации партийного руководства, в которое к концу этого периода (1923-1927 гг.) вошли: группа свараджистов во главе с Ч. Р. Дасом и Мотилалом Неру и группировка гандистов (Раджендра Прасад, братья Виталабхай и Валлабхай Патель и др.) во главе с самим Ганди.
Раскол Конгресса стал свершившимся фактом.
Индийский национальный конгресс (ИНК) полностью доминировал в политике независимой Индии до 1969 года, когда от ИНК откололось консервативное крыло — Индийский национальный конгресс — Организация. Оппозиционным партиям и ранее удавалось добиваться контроля над более чем половиной мест в нижней палате парламента и легислатурах штатов, однако они не могли по ряду причин действовать скоординированно против ИНК. Считается, что успехи ИНК определялись её стратегией ориентации на ключевые фигуры в избирательных округах (преимущественно авторитетных представителей касты землевладельцев, опиравшихся на разветвлённую сеть кастовых, родственных и экономических связей, обеспечивавшую необходимые голоса на выборах).
Конгресс потерпел своё первое поражение в 1977 году. ИНК-Организация вошла в состав Джаната парти, а его лидер Морарджи Десаи стал премьер-министром. Новый раскол ИНК произошёл после поражения на выборах в 1977 году — начале 1978 года. Основная часть организации получила название Индийский национальный конгресс (Индира) — ИНК (И). В июле 1981 года Избирательная комиссия назвала новую партию И. Ганди «настоящим Конгрессом». На выборах 1980 года Конгресс (И) снова пришёл к власти. Он сохранил её на выборах 1985 года, но проиграл в 1989 году. Не набрав большинства в нижней палате на выборах 1991 года, Конгресс (И) сумел сформировать правительство меньшинства, начавшее либеральные экономические реформы. На выборах 1996 года Конгресс (уже без приставки «Индира») потерпел поражение и согласился поддерживать правительство коалиции левоцентристов — Объединённого фронта. В 1999 году на пост президента ИНК была избрана Соня Ганди; в этот же год партия набрала наименьшее за всю свою историю количество мест в нижней палате парламента, однако к 2002 году эта партия имела большинство мест во многих штатах Союза.
ИНК до 2004 года — наиболее влиятельная оппозиционная партия в индийском парламенте. Восстановлению влияния ИНК способствовала «антикоррупционная чистка» в руководстве партии и курс на повышение её «прозрачности». В Народной палате (14-й созыв) ИНК имел 145 мест, а возглавляемый им Объединённый прогрессивный альянс — 206. При внешней поддержке левоцентристов было образовано правительство меньшинства. На выборах 2009 года Конгресс получил 29 % голосов избирателей и 206 мест, а всего его блок провёл 262 своих кандидата. Манмохану Сингху удалось получить вотум доверия в нижней палате (322 голосов) за счёт внешней поддержки ряда партий, и 22 мая 2009 года он вновь стал премьер-министром.
Современный Конгресс — это партия, открытая для представителей разных религий, этносов и каст, придерживающаяся умеренной центристской (левоцентристской) позиции. ИНК финансируется крупными индийскими индустриальными корпорациями и пользуется поддержкой в Северной и Центральной Индии. Членами ИНК являются более 10 миллионов человек. Управляется эта организация коллегиально.
Левую часть индийского политического спектра (левее ИНК) занимают социалистические, социал-демократические и коммунистические партии. Наиболее известные из них — Коммунистическая партия Индии (КПИ; основана в 1925 году; в прошлом имела просоветскую ориентацию; насчитывает в своём составе до 500 тысяч членов (по другим данным, 445 тысяч); в предыдущей Народной палате контролировала 10 мест), Коммунистическая партия Индии (марксистская) (возникла в 1964 году в результате раскола КПИ; насчитывает в своём составе от 600 тысяч человек (по другим данным, 450-500 тысяч); добивается устойчивых результатов в Западной Бенгалии и Трипуре, контролируя правительства этих штатов; в предыдущей Народной палате располагала 43 голосами, имея третью по численности фракцию), Социалистическая партия (Самаджвади парти, воссоздана в 1992 году; контролировала в предыдущей нижней палате 38 мест) и др. Выборы 2009 года принесли левым партиям неудачу. КПИ получила 4 места, КПИ (М) — 16, а Социалистическая — 23. Если Социалистическая партия вышла на третье место по численности мест, то КПИ (М) откатилась на 8-е место, а КПИ на 15— 17-е. Тенденция дробления и неустойчивость блоков и коалиций (на национальном и региональном уровнях) свойственны и этим партиям (но в меньшей степени, чем правым).
Правый спектр занимают либеральные, консервативные и религиозные партии. Среди них выделяется Бхаратия джаната парти (БДП; Индийская народная партия). Она ведёт свою историю от Индийского народного союза (Бхаратия джана сангх; 1951-1977 годы), который вошёл в состав образованного в 1975 году и выступавшего против политики И. Ганди Народного фронта (Джаната фронт), преобразованного в единую партию Джаната парти в 1976 году. На выборах 1977 года новая партия одержала ошеломляющую победу, но уже в 1979 году в ней произошёл раскол, и руководство Джана сангх взяло курс на создание новой национальной партии (1980 год), ориентировавшейся на выражение интересов преимущественно мелких и средних предпринимателей (то есть фактически городских жителей-индуистов, принадлежащих к среднему классу и высшим кастам), а также выступавшей за проведение политики, способствующей привлечению иностранных инвестиций. Значительных электоральных успехов она добивается с конца 1980-х годов благодаря ставке на индуистский национализм, хотя в последнее время БДП декларирует верность принципам национализма (см. ниже), равного уважения всех религий и хиндутвы (индусскость). В 2004-2009 годах в нижней палате БДП располагала 136 местами, на выборах 2009 года завоевала 116 мест (имеет статус главной оппозиционной партии).
Радикальной индуистской партией является «Шив Сена», образовавшаяся в Западной Индии. В предыдущем созыве она имела 12 мест (8-я по численности фракция), в 15-м — 11 (10-я по численности фракция).
Помимо Джана сангх, в Джаната парти вошли также Бхаратия лок дал (Индийская народная партия, или БЛД), Социалистическая партия, Индийский национальный конгресс-Организация и Конгресс за демократию. Отсутствие организационного единства, политические амбиции и вспышки коммунального насилия привели к скорому падению партии и новым выборам, восстановившим власть ИНК (И). Одна из отколовшихся частей Джаната парти оформилась как новая партия — Лок дал (в переводе с хинди — Народная партия), в которую вошли в основном члены бывшей Бхаратия лок дал и социалисты. Лок дал участвовала в нескольких коалициях и добивалась определённого успеха (лидер партии Чаран Сингх даже претендовал в 1979 году на пост премьер-министра). В 1988 году В. П. Сингх создал новую партию — Джаната дал (Народная партия), куда вошла Лок дал и ряд фракций других центристских образований. На выборах 1989 года возглавляемый Джаната дал Национальный фронт (в блок вошел ряд региональных партий левоцентристского типа) добился 141 места в Народной палате, а П. Сингх, получивший внешнюю поддержку коммунистов и БДП, стал премьер-министром. Вскоре после прихода к власти партия раскололась, после чего последовали новые расколы. В результате сейчас в парламенте присутствуют Джаната дал (объединённая) (её лидеры — Д. Говда и И. Гуджрал были премьер-министрами в 1996-1998 годах), Джаната дал (светская) (ведущая партия штата Карнатака), Раштрия Джаната дал (ведущая партия штата Бихар) и Биджу Джаната дал (ведущая партия штата Орисса).
Всего в нижней палате индийского парламента после выборов 2004 года присутствовало 38 партий (только 10 из них контролировали более 10 мест) и политических объединений (групп), а также 5 независимых депутатов. После выборов 2009 года в парламенте насчитывалось 36 партий и 9 независимых депутатов.